Банк России утвердил дополнительные меры по поддержке кредитования экономики и защите интересов граждан
В дополнение к ранее принятым мерам Банк России принял решение реализовать комплекс мер, направленных на поддержку кредитных организаций с целью сохранения их потенциала по кредитованию экономики, а также некредитных финансовых организаций для обеспечения их бесперебойной работы и защиты интересов потребителей.
1. Меры по поддержке ипотечного кредитования
Р’ условиях снижения деловой активности заемщики — физические лица, оказавшиеся РІ сложной жизненной ситуации, РјРѕРіСѓС‚ воспользоваться кредитными каникулами, позволяющими отложить платежи РїРѕ кредитам РЅР° СЃСЂРѕРє РґРѕ 6 месяцев. Госдума 1 апреля 2020 РіРѕРґР° приняла соответствующий закон. Банк Р РѕСЃСЃРёРё предоставил банкам возможность РЅРµ увеличивать резервы РїРѕ заемщикам, Сѓ которых ухудшилось финансовое положение РЅР° фоне пандемии, Р° также РїРѕ реструктурированным кредитам. Дополнительно РІ целях поддержки ипотеки приняты следующие решения:
- Для компенсации потенциальных убытков кредитных организаций, связанных СЃ временным снижением процентных РґРѕС…РѕРґРѕРІ, Рё поддержки ипотечного кредитования Банк Р РѕСЃСЃРёРё РІ соответствии СЃ контрциклическим РїРѕРґС…РѕРґРѕРј проведения макропруденциальной политики отменяет надбавки Рє коэффициентам СЂРёСЃРєР° РїРѕ выданным РґРѕ 1 апреля 2020 РіРѕРґР° ипотечным кредитам. Рта мера позволит банкам абсорбировать убытки РїРѕ кредитам РЅР° СЃСѓРјРјСѓ свыше 100 млрд рублей, исключив негативные последствия для соблюдения нормативов достаточности капитала Рё будет способствовать росту ипотечного кредитования.
- На постоянной основе будет выделен отдельный 5%-ный лимит на инвестирование средств пенсионных накоплений в облигации с ипотечным покрытием. Одновременно такие облигации будут исключены из 10%-ного лимита на инвестирование в отдельные активы с дополнительным уровнем риска. Аналогичные изменения будут внесены в новые требования к размещению средств пенсионных резервов.
2. Меры по сохранению потенциала кредитования субъектов МСП
Банк Р РѕСЃСЃРёРё для оказания дополнительной помощи субъектам РњРЎРџ РїСЂРёРЅСЏР» решение смягчить требования Рє минимальному рейтингу кредитных организаций для РёС… участия РІ РЅРѕРІРѕРј механизме поддержки кредитования субъектов РњРЎРџ. Кредитным организациям, которым присвоен хотя Р±С‹ РѕРґРёРЅ кредитный рейтинг РЅРµ РЅРёР¶Рµ «Рђ-(RU)» РїРѕ классификации рейтингового агентства РђРљР Рђ (РђРћ) или «ruРђ-» РїРѕ классификации рейтингового агентства РђРћ «Рксперт Р Рђ», кредиты Банка Р РѕСЃСЃРёРё РІ рамках указанного механизма Р±СѓРґСѓС‚ предоставляться без обеспечения (ранее соответствующие рейтинги были установлены РЅР° СѓСЂРѕРІРЅСЏС… «РђA(RU)» Рё «ruРђРђ»). Рто существенно расширит РєСЂСѓРі банков — участников программы Рё сделает ее более доступной для малого Рё среднего бизнеса.
Данное условие распространяется на все предоставляемые кредиты в рамках установленного совокупного лимита 500 млрд рублей, включая 150 млрд рублей для обеспечения кредитования банками субъектов МСП в целях поддержки и сохранения занятости в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами. Банк России предоставит кредитным организациям финансирование по ставке 4% годовых, что в сочетании с бюджетными субсидиями позволит обеспечить выдачу кредитов МСП для выплаты заработной платы под 0% годовых на срок до 6 месяцев.
3. Меры по предоставлению ликвидности кредитным организациям
Банк России осуществляет непрерывный мониторинг ситуации с ликвидностью в банковском секторе. В настоящее время банковский сектор находится в состоянии структурного профицита ликвидности, предложение средств на денежном рынке достаточное. Тем не менее в результате предоставления кредитных каникул компаниям из пострадавших отраслей и заемщикам-гражданам отдельные банки могут столкнуться с сокращением притока денежных средств, и возрастет неравномерность распределения ликвидности, могут возникать дисбалансы в части доступа к среднесрочному и долгосрочному фондированию.
В связи с этим Банк России в ближайшее время примет меры по расширению Ломбардного списка и смягчению требований к уровню ликвидности ценных бумаг, используемых кредитными организациями в операциях рефинансирования с Банком России, при сохранении требований к кредитному качеству.
Р’ случае возникновения потребности Банк Р РѕСЃСЃРёРё может задействовать набор инструментов предоставления ликвидности РЅР° более длительные СЃСЂРѕРєРё: возобновить аукционы долгосрочного репо Рё аукционы долгосрочных кредитов РїРѕРґ залог кредитных требований. Рти аукционы РІ совокупности СЃ операциями РїРѕ абсорбированию ликвидности позволят удлинить СЃСЂРѕРє фондирования РІ банковском секторе Рё РїСЂРё этом РЅРµ повлияют РЅР° способность Банка Р РѕСЃСЃРёРё достигать операционной цели денежно-кредитной политики, то есть сближения ставки денежного рынка СЃ ключевой ставкой.
4. Меры по сохранению доступности услуг страхования
В период действия мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции граждане могут столкнуться со сложностями при взаимодействии со страховыми компаниями. В связи с этим Банк России разработал рекомендации по работе страховщиков в период действия карантинных мер. В частности, страховщикам рекомендуется:
- разместить на своих сайтах информацию о режиме работы, а также о возможности удаленного взаимодействия;
- заключать договоры ОСАГО в отсутствие диагностических карт при условии их последующего предоставления страховщику в течение одного месяца с даты окончания действия принимаемых органами власти ограничительных мер.
Принимаемые ограничительные меры могут повлечь увеличение сроков урегулирования убытков, и данные обстоятельства будут приниматься Банком России во внимание. При этом Банк России отмечает необходимость принятия страховщиками всех необходимых мер, направленных на максимальную защиту интересов потребителей страховых услуг.
5. Меры по поддержке профессиональных участников рынка ценных бумаг и торгово-клиринговой инфраструктуры
Р’ условиях пандемии коронавируса Рё перевода РІСЃРµ большего числа сотрудников организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг Рё торгово-клиринговой инфраструктуры РЅР° удаленную работу усложняется процесс выполнения регуляторных Рё надзорных требований Банка Р РѕСЃСЃРёРё. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим Банк Р РѕСЃСЃРёРё РІРІРѕРґРёС‚ временные регуляторные Рё надзорные послабления для профессиональных участников рынка ценных бумаг Рё торгово-клиринговой инфраструктуры.
5.1. Банк России не применяет меры воздействия за следующие действия (бездействие), совершенные в период с 1 марта 2020 года по 1 января 2021 года:
- непредставление брокерами, дилерами, управляющими компаниями, акционерными инвестиционными фондами информации о внебиржевых сделках организатору торговли;
- нарушение брокерами обязанности по расчету показателя краткосрочной ликвидности и представлению в Банк России соответствующей отчетности;
- нарушение дилерами, брокерами, управляющими и форекс-дилерами обязанности по расчету показателя достаточности капитала и представлению в Банк России соответствующей отчетности;
- представление малыми и средними профессиональными участниками рынка ценных бумаг отчетности по расчету собственных средств на ежеквартальной основе вместо ежемесячной;
- несоставление и непредставление контролером профессионального участника рынка ценных бумаг руководителю профессионального участника рынка ценных бумаг отчета о проверке выявленного нарушения (за исключением квартального отчета и отчетов о нарушениях, требующих неотложного реагирования);
- неподписание контролером профессионального участника рынка ценных бумаг форм отчетности, представляемых РІ Банк Р РѕСЃСЃРёРё РІ соответствии СЃ Указанием №
5117-РЈ.
5.2. Банк России не применяет меры воздействия за следующие действия (бездействие), совершенные с 1 марта 2020 года по 1 марта 2021 года:
- непроведение организаторами торговли операционного аудита (если обязанность по проведению операционного аудита наступает в вышеуказанный период);
- нарушение организаторами торговли, клиринговыми организациями и репозитариями не более чем на шесть месяцев сроков проведения испытательных работ (тестирования) программно-технических средств (если обязанность по проведению таких работ (тестирования) наступает в вышеуказанный период).
6. Меры по поддержке участников рынка коллективных инвестиций
В целях поддержки участников рынка коллективных инвестиций, ограничения риска срочных продаж финансовых активов по сниженным ценам в дополнение к принятым ранее мерам Банком России приняты решения:
- перенести РЅР° 1 РіРѕРґ (РґРѕ 1 июля 2021 РіРѕРґР°) СЃСЂРѕРє снижения концентрационных лимитов РїСЂРё инвестировании активов пенсионных накоплений РќРџР¤ Рё РџРР¤;
- до 1 января 2021 года отложить вступление в силу новых требований к размещению средств пенсионных резервов;
- внести изменения РІ Правила расчета стоимости чистых активов, которые позволят государственной РЈРљ (Р’РР‘) Рё частным РЈРљ ПФР, осуществляющим управление средствами пенсионных накоплений, Р° также РЈРљ закрытых РџРР¤ для квалифицированных инвесторов временно (РґРѕ 1 января 2021 РіРѕРґР°) РІ период повышенной волатильности РЅР° финансовом рынке РЅРµ переоценивать стоимость ценных бумаг РІ составе соответствующих портфелей.
При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.