• 107016, РњРѕСЃРєРІР°, СѓР». Неглинная, Рґ. 12, Рє. Р’, Банк Р РѕСЃСЃРёРё
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров 24 марта 2017 года

24 марта 2017 года
Выступление
Поделиться

 

 

Сегодня Совет директоров Банка России принял решение снизить ключевую ставку до 9,75% годовых.

Ситуация РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ складывается более благоприятно, чем РјС‹ ожидали РІ декабре 2016 РіРѕРґР°. Восстановительные процессы РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ начались раньше Рё постепенно приобретают устойчивость. Сбалансированный СЂРѕСЃС‚ СЃРїСЂРѕСЃР° Рё предложения РЅРµ создает существенного инфляционного давления. Инфляция замедляется быстрее наших РїСЂРѕРіРЅРѕР·РѕРІ. Инфляционные ожидания продолжают снижаться. Р’СЃРµ это открывает пространство для изменения ставки. Сегодня РјС‹ сократили ее РЅР° четверть процентного пункта Рё допускаем возможность снижения РІ дальнейшем – РІРѕ II–III кварталах текущего РіРѕРґР°.

В то же время важно убедиться, что позитивные тенденции найдут продолжение. Инфляция должна не просто замедлиться, но закрепиться вблизи целевого уровня 4%. Для этого необходимо закрепить на этом уровне и инфляционные ожидания. Сейчас инфляционные риски несколько ослабли, однако они могут реализоваться на прогнозном горизонте. Поэтому если говорить в целом о среднесрочной перспективе, то мы будем снижать ключевую ставку постепенно, возможно, с некоторыми паузами, сохраняя при этом умеренную жесткость денежно-кредитной политики. Мы будем ориентироваться в первую очередь на опорные заседания, когда мы обновляем и публикуем макроэкономический прогноз, на основе которого принимаем решение. При этом не исключаем принятие решений и на промежуточных заседаниях.

Рассмотрим более подробно те факторы, на основе которых мы приняли решение сегодня.

Во-первых, инфляция существенно замедлилась. В конце 2016 года она составляла 5,4%. По оценке на 20 марта, она снизилась до 4,3%. Это уже очень близко к целевому уровню 4%.

Инфляция снижается под влиянием совокупности факторов. Рост цен прежде всего сдерживается слабым потребительским спросом. Есть признаки того, что в начале 2017 года он начал медленно восстанавливаться. Но в целом домашние хозяйства предпочитают сберегать, что отражается и в динамике депозитов. Стимулы к сбережениям поддерживаются положительными реальными процентными ставками.

Замедлению роста потребительских цен способствует и снижение инфляционных ожиданий, хотя они все еще остаются высокими. Иногда происходят колебания вверх и вниз индикаторов ожиданий, и мы говорим об их неустойчивости. Но важно, что в целом сложился нисходящий тренд.

Вклад РІ снижение инфляции быстрее РїСЂРѕРіРЅРѕР·Р° внесло укрепление рубля. Р’ последние месяцы РѕРЅРѕ сказалось РЅР° ценах всех РіСЂСѓРїРї товаров, Р° также отдельных РІРёРґРѕРІ услуг. Особенно сильно – РЅР° ценах продовольствия. Цены РЅР° некоторые товары, например плодоовощную продукцию, даже снизились, так как РѕРЅРё быстрее реагируют РЅР° изменение конъюнктуры. РќРѕ это также означает, что РїРѕ этим товарам ситуация может быстро смениться РЅР° противоположную. Р РѕСЃС‚ цен непродовольственных товаров Рё услуг также заметно замедлился РїРѕРґ влиянием РєСѓСЂСЃРѕРІРѕР№ динамики.

Еще РѕРґРёРЅ фактор – это высокий урожай РІ прошлом Рё РІ 2015 РіРѕРґСѓ. Р’ результате образовались запасы сельскохозяйственной продукции, что способствует снижению цен РЅР° СЂСЏРґ продуктов питания. РњС‹ ожидали такого эффекта, РЅРѕ РѕРЅ оказался сильнее.

В дальнейшем вклад в замедление инфляции таких факторов, как изменение курса и хороший урожай, может уменьшиться. Мы учитывали это, выбирая масштаб снижения ключевой ставки.

Банк России уделяет особое внимание анализу инфляционных тенденций в регионах. Хотя замедление инфляции происходит в большинстве из них, сохраняется ее заметная дифференциация. По данным за февраль, годовая инфляция в регионах находилась в интервале от 1,9 до 6,4%. Региональные различия темпов роста цен объясняются комплексом факторов, в том числе уровнем платежеспособности населения, развитостью конкуренции, отраслевой специализацией, а также политикой местных органов власти. Денежно-кредитная политика ограничивает общее инфляционное давление, но региональные различия будут сохраняться, хотя, по нашей оценке, постепенно уменьшатся.

Инфляция также может отличаться для разных доходных групп населения. В начале прошлого года в этом разрезе дифференциация усилилась. В текущем году мы, напротив, видим снижение инфляции практически для всех доходных групп, кроме людей с очень высоким достатком. Инфляция для широких слоев населения со средним и низким уровнем доходов сближается с целевым уровнем 4%, что, конечно, является позитивной тенденцией. Это создает условия для сохранности сбережений и доходов домашних хозяйств.

Во-вторых, более уверенное восстановление экономической активности не создает инфляционного давления.

Согласно обновленным данным Росстата, глубина спада РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ РІ 2015–2016 годах оказалась меньше, Р° оживление началось раньше, чем ожидалось. Если сравнивать ситуацию СЃ РєСЂРёР·РёСЃРѕРј 2008–2009 РіРѕРґРѕРІ, РєРѕРіРґР° снижение Р’Р’Рџ РІ целом составило более 10%, то РІ 2015–2016 годах сокращение Р’Р’Рџ было чуть более 3% РїСЂРё сопоставимом снижении цен РЅР° нефть. Дополнительную оценку РјРѕР¶РЅРѕ будет сделать РІ апреле, РєРѕРіРґР° Росстат опубликует уточненную статистику Р·Р° 2016 РіРѕРґ. РџРѕ предварительной оценке, поквартальное увеличение Р’Р’Рџ началось СѓР¶Рµ РІРѕ II квартале 2016 РіРѕРґР° (ранее оценивали, что РІ III). Годовой темп прироста промышленного производства вышел РІ положительную область СЃ I квартала прошлого РіРѕРґР°. Анализируя статистические данные РїРѕ динамике промышленного производства РІ начале текущего РіРѕРґР°, необходимо сделать поправку РЅР° календарный фактор. Р’ этом РіРѕРґСѓ РІ феврале РЅР° РґРІР° рабочих РґРЅСЏ меньше, чем РІ прошлом, – отсюда Рё разница РІ объемах. РЎ исключением данного фактора промышленное производство продолжало расширяться, РіРѕРґРѕРІРѕР№ темп прироста РІ феврале составил более 1%. Этот календарный эффект проявится Рё РІ экономических показателях РІ целом Р·Р° I квартал.

После длительного периода неустойчивой динамики мы видим более четкие признаки восстановления инвестиций. Увеличивается производство и импорт товаров инвестиционного назначения. Рост инвестиционной активности подтверждают опросы предприятий. Компании наращивают запасы в ожидании восстановления спроса. Мы прогнозируем увеличение потребления в годовом выражении уже во II квартале. Оно будет следовать за расширением производства и не создаст проинфляционных рисков.

В-третьих, краткосрочные риски со стороны операций Минфина не реализовались.

Когда мы принимали решение по ставке в феврале, Минфин еще не приступил к проведению операций на валютном рынке в рамках бюджетного правила. Их влияние на динамику курса рубля было сложно оценить. Покупка иностранной валюты Минфином могла вызвать краткосрочное ухудшение курсовых и инфляционных ожиданий. Учитывая в том числе эти риски, тогда мы ужесточили риторику. Сейчас мы видим, что ситуация на валютном рынке остается стабильной. Операции не оказали значимого влияния на курс рубля в условиях, когда преобладали факторы в пользу его укрепления.

В-четвертых, изменения в обновленном прогнозе в основном затрагивают 2017 год, среднесрочный взгляд на развитие экономики не изменился.

Исходя РёР· консервативного РїРѕРґС…РѕРґР° Рє формированию базового сценария, РјС‹ закладываем РІ нем снижение цен РЅР° нефть РґРѕ $40 Р·Р° баррель Рє концу 2017 РіРѕРґР°. Среднегодовая цена РЅР° нефть РІ этом случае составит около $50 РІ 2017 РіРѕРґСѓ, то есть заметно выше, чем РІ предыдущем варианте сценария. Сейчас сложно сказать однозначно, Р±СѓРґСѓС‚ ли РІ середине РіРѕРґР° продлены договоренности Рѕ сокращении добычи нефти странами-экспортерами. Это – фактор неопределенности. Понижательное давление РЅР° нефтяные котировки может оказывать СЂРѕСЃС‚ добычи сланцевой нефти, Р° также РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРµ укрепление доллара РЅР° фоне повышения ставки ФРС РЎРЁРђ.

Р’ случае если произойдет снижение цен РЅР° нефть СЃ текущих относительно высоких уровней, это окажет временное негативное влияние РЅР° ожидания бизнеса Рё населения. РќРѕ разворота Рє негативной экономической динамике РјС‹ РЅРµ ожидаем. Р’РѕР·РјРѕР¶РЅРѕ некоторое замедление темпов роста СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РІ конце текущего – начале следующего РіРѕРґР°. Затем экономические тенденции, которые РјС‹ РІРёРґРёРј сейчас, найдут продолжение. Компании Р±СѓРґСѓС‚ постепенно наращивать инвестиции, используя накопленную РІ предыдущие РіРѕРґС‹ прибыль. Кредитоспособность реального сектора постепенно улучшится. Наряду СЃРѕ смягчением денежно-кредитных условий, это СЃРѕ временем даст дополнительный импульс для роста инвестиций. Потребительский СЃРїСЂРѕСЃ постепенно восстановится РЅР° фоне роста РґРѕС…РѕРґРѕРІ Рё улучшения настроений. РќРѕ этот процесс будет плавным Рё РЅРµ будет создавать инфляционных СЂРёСЃРєРѕРІ. Произошедшее укрепление рубля создаст предпосылки для увеличения СЃРїСЂРѕСЃР° РЅР° импортные товары РІ первой половине 2017 РіРѕРґР°. Однако РІ дальнейшем его СЂРѕСЃС‚ замедлится. Темпы роста экспорта останутся умеренными.

Р’ 2017–2018 годах темпы роста СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё составят около 1–1,5%, затем СЂРѕСЃС‚ ускорится РґРѕ 1,5–2% РІ 2019 РіРѕРґСѓ. Однако структурные факторы Р±СѓРґСѓС‚ РїРѕ-прежнему ограничивать потенциал экономического роста. После периода восстановления темпы роста Р’Р’Рџ РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚ превышать 1,5–2%.

Сальдо счета текущих операций вырастет в 2017 году в условиях более высоких цен на нефть. В 2018 году оно сократится в случае снижения нефтяных котировок, которое заложено в прогноз. Отток капитала сохранится на низком уровне и не превысит $13 млрд. Этому в том числе будет способствовать снижение чистых выплат компаний по внешнему долгу.

В 2017 году банки смогут полностью погасить задолженность по операциям валютного рефинансирования, что, наряду с покупками валюты Минфином, обеспечит прирост валютных резервов, по оценке, на $23 млрд.

В рамках базового сценария при снижении цен на нефть инфляция продолжит замедляться до 4% до конца 2017 года и в дальнейшем будет поддерживаться вблизи этого уровня при сохранении умеренно жесткой денежно-кредитной политики.

В-пятых, риски того, что цель по инфляции не будет достигнута к концу 2017 года, снизились. Опережающее снижение инфляции сейчас создает некоторый запас прочности на будущее. Вместе с тем сохраняются риски для закрепления инфляции на целевом уровне в среднесрочной перспективе.

Наблюдается ускорение роста цен производителей в ряде базовых отраслей: в нефтяной промышленности, в металлургии. Это может негативно сказаться на динамике затрат, а значит, и на ценах во всей экономике. В случае реализации базового сценария, предполагающего коррекцию цен на нефть, влияние данного фактора на инфляцию будет временным и небольшим.

Инфляционные СЂРёСЃРєРё также связаны СЃ ухудшением конъюнктуры отдельных мировых продовольственных рынков. Р’ частности, сейчас ускоряется СЂРѕСЃС‚ мировых цен РЅР° РјРѕР»РѕС‡РЅСѓСЋ продукцию, РјСЏСЃРѕ, сахар.

Обсуждаемые меры в области налоговой политики могут иметь инфляционные последствия, которые можно оценить только после появления более четких контуров предлагаемых изменений.

Сохраняются риски того, что инфляционные ожидания будут снижаться слишком медленно. Важно учитывать, что они чувствительны к реализации других рисков, например к колебаниям цен на сырьевых и товарных рынках. На инфляционных ожиданиях может сказаться даже рост цен на отдельные товары или услуги, например на часто покупаемые. Рост инфляционных ожиданий, в свою очередь, может усилить влияние различных разовых факторов на цены. Говоря об этих тенденциях, мы имеем в виду прежде всего ожидания населения. Ожидания аналитиков продолжают снижаться и приблизились к целевому уровню инфляции. Это позитивная тенденция, поскольку на оценки аналитиков могут ориентироваться компании. А именно они устанавливают цены и зарплаты.

Как СЏ СѓР¶Рµ неоднократно подчеркивала, РјС‹ хотим РЅРµ просто добиться разового снижения темпов роста цен РґРѕ 4%. Важно закрепить инфляцию вблизи этого СѓСЂРѕРІРЅСЏ РІ дальнейшем. РќРµ Р·СЂСЏ РјС‹ называем такую ситуацию ценовой стабильностью,  С‚Рѕ есть сохранением РЅРёР·РєРѕР№ Рё стабильной инфляции.

Для поддержания инфляции вблизи целевого уровня может потребоваться сохранение умеренно жесткой денежно-кредитной политики на горизонте двух-трех лет. Это необходимо, учитывая пока высокую чувствительность инфляции к разовым факторам, а также инерцию и повышенный уровень инфляционных ожиданий. По мере их стабилизации вблизи целевого уровня инфляции цены будут в меньшей степени реагировать на те или иные краткосрочные факторы. В этих условиях сохранение инфляции вблизи 4% уже не будет требовать дополнительной жесткости денежно-кредитной политики.

Такая консервативная стратегия может показаться непривлекательной в краткосрочном периоде, но в среднесрочном плане она позволит достичь более устойчивого результата, а именно создания в России среды с низкими темпами роста цен и издержек, что благоприятно как для домашних хозяйств, так и для экономики в целом.

Сессия вопросов и ответов для СМИ

Р’РћРџР РћРЎ (газета «Р’едомости»):

С учетом того, что ЦБ снизил ставку и заявил о сохранении такой возможности в дальнейшем во II и III кварталах, можно ли сказать, что ЦБ перешел к циклу смягчения денежно-кредитной политики?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Циклом смягчения называют последовательное снижение практически РЅР° каждом заседании этой ставки. РњС‹ РІСЃРµ-таки допускаем, что Сѓ нас РјРѕРіСѓС‚ быть паузы, хотя тренд РЅР° снижение ставки РјС‹ действительно РІРёРґРёРј РІ среднесрочной перспективе. РќРѕ будем это делать очень аккуратно Рё плавно. Здесь РјС‹ РІ значительной степени зависим РѕС‚ данных Рё, естественно, РѕС‚ наших РїСЂРѕРіРЅРѕР·РѕРІ. И РІ условиях неопределенности Рё существования инфляционных СЂРёСЃРєРѕРІ РјС‹ РЅРµ можем сказать СЃРѕ всей определенностью, что это РІРѕС‚ цикл – повторяющееся РЅР° каждом заседании снижение ставки. Хотя допускаем такую вероятность, если ситуация будет складываться достаточно позитивно.

Р’РћРџР РћРЎ (агентство «Р Р˜Рђ Новости»):

Эльвира Сахипзадовна, РІ Минфине РЅР° РґРЅСЏС… заявили Рѕ том, что инфляция может опуститься РґРѕ 4% СѓР¶Рµ РІ первом полугодии текущего РіРѕРґР°, Р° таргет ЦБ РїРѕ инфляции – Рє концу РіРѕРґР°. Р’РёРґРёС‚ ли ЦБ какие-то СЂРёСЃРєРё РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ передостижением этой цели? Может быть, ЦБ СѓР¶Рµ рассчитал какое-то критическое отклонение РѕС‚ таргета РІ этом случае? И РЅР° каком СѓСЂРѕРІРЅРµ? Будет ли СЂРёСЃРє, если инфляция РЅРµ снизится РґРѕ 4%, останется выше? И если РѕРЅР° будет там 3 СЃ чем-то процента, например? Какой-то критический уровень СѓР¶Рµ СЃ РґРІСѓС… сторон просчитали? Если РЅРµ просчитали, то РєРѕРіРґР° РѕРЅ может быть озвучен? Спасибо.

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

РњС‹ всегда говорили, что наша цель, чтобы инфляция была вблизи 4%. РўРѕ есть рассчитывать РЅР° то, что РѕРЅР° каждый месяц, каждый день будет СЂРѕРІРЅРѕ 4%, – это невозможно. Р­РєРѕРЅРѕРјРёРєР° – это Р¶РёРІРѕР№ организм, Рё, естественно, инфляция может колебаться Рё быть как выше 4%, так Рё РЅРёР¶Рµ 4%. Это может быть СѓР¶Рµ Рё РІ этом РіРѕРґСѓ. Это нормально, то есть СЂРёСЃРєРѕРІ никаких нет. Это так Рё должно быть. Р РёСЃРєРё РјРѕРіСѓС‚ возникать только РІ случае слишком значительного Рё длительного отклонения инфляции РѕС‚ цели как выше 4, так Рё РЅРёР¶Рµ 4.

РЇ напомню, РєРѕРіРґР° РјС‹ переходили только Рє инфляционному таргетированию, РІС‹ даже, наверное, помните, что Сѓ нас был диапазон – 4% плюс-РјРёРЅСѓСЃ 1,5 процентного пункта. РњС‹ отказались РѕС‚ этого диапазона. Почему? Потому что Рё аналитики, Рё РјРЅРѕРіРёРµ участники рынка считали, что РјС‹ целимся РЅРµ РІ середину РєРѕСЂРёРґРѕСЂР°, ожидания всегда были РЅР° более высокой границе этого РєРѕСЂРёРґРѕСЂР°. Поэтому РјС‹ отказались именно для того, чтобы показать наши намерения РїРѕ устойчивому снижению инфляции именно Рє таргету.

РќРѕ считаем возможным допустить после достижения нами 4% существование такого диапазона отклонения. Такой диапазон существует РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… странах, РѕРЅ разный. РЇ думаю, что РјС‹ будем обсуждать эту тему осенью, РєРѕРіРґР° будем готовить Основные направления денежно-кредитной политики, – готовы ли РјС‹ вводить такой диапазон, РЅРµ ухудшит ли РѕРЅ нашу коммуникационную политику. Спасибо.

Р’РћРџР РћРЎ (агентство «Р РµР№С‚ер»):

Р’ вашем пресс-релизе РІС‹ допустили снижение ключевой ставки постепенно. Это значит, что теперь снижение РЅР° 25 базисных пунктов – это новая нормальность?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Спасибо большое. Действительно, мы после долгого периода перешли сейчас, приняли решение по масштабу снижения на 25 процентных пунктов. Я некоторое время назад уже говорила о том, что при переходе постепенно к однозначному уровню ставки, мы можем уменьшить шаг. Мы считаем это нормальным, когда ключевая ставка становится уже меньше 10%. Но это не означает, что мы каждый раз будем принимать решение только по 0,25. Я допускаю, что может быть решение и по 0,5, еще раз, если факторы для этого сложатся. Но через некоторые время скорее, наверное, будет более таким привычным, более нормальным 0,25.

Р’РћРџР РћРЎ (агентство «Р˜РЅС‚ерфакс»):

У меня два вопроса. Первый: осенью прошлого года ЦБ заявлял публично, что разрабатывает рекомендации для чиновников, чтобы снизить риск волатильности курсовой на бирже. Вот хочется узнать, разработаны ли таким рекомендации? Для какого круга чиновников? И есть ли сейчас в них смысл с учетом того, что последние заявления, в общем, о переукреплении рубля, они сильно влияют на курс?

И второй вопрос. В последнее время слышится критика в адрес Росстата. И как ЦБ относится, с доверием ли, к той статистике, которую предоставляет Росстат? И считаете ли Вы необходимым сохранить их независимость или отдать под ведение Минэкономразвития? Спасибо.

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Спасибо большое за вопросы. Над рекомендациями мы работаем до сих пор. Это не так просто, потому что у нас есть привычка, культура у всех, наверное, комментировать разные процессы. И в принципе это нормально, когда и эксперты, и представители бизнеса, и представители Правительства высказывают свои оценки по экономической динамике, ситуации на валютном рынке. Правда, это обычно в других странах не называют словесными интервенциями, потому что словесными интервенциями обычно называются высказывания центральных банков, и воспринимаются они как словесные интервенции, может быть, как сигнал будущего изменения политики.

Я думаю, что и рынки постепенно будут правильно это оценивать, привыкать. Но тем не менее мы подумываем над какими-то общими правилами. Думаем, как это сделать более аккуратно, скажем так.

Что касается Росстата. Есть объективные сложности. Я их понимаю, когда Росстат делает оценки при серьезном изменении факторов, внешних факторов, изменения структурные происходят. Это нужно учитывать в рядах, в динамике, поэтому неизбежны такие пересчеты. Мы используем, безусловно, весь набор данных, которые представляет Росстат. Но Центральный банк всегда использовал и дополнительную информацию, которую мы получаем из опросов и мы особое внимание сейчас уделяем получению информации из регионов, используя нашу сеть. Мы каждый раз на заседание Совета директоров по ставке приглашаем руководителей наших теручреждений. Они докладывают о ситуации в регионах, поэтому у нас, когда мы делаем оценки ситуации, прогноза, мы используем не только данные Росстата, но и другие источники информации.

Действительно, данные Росстата должны пользоваться доверием, потому что пользователи – РЅРµ только органы власти, пользователи – практически РІСЃРµ экономические субъекты. И чем больше будет доверия Рє его профессионализму, независимости, тем будет лучше. РќРѕ это РІ разных формах РјРѕР¶РЅРѕ делать. РЇ думаю, что это РІСЃРµ-таки решение Правительства. РњРЅРµ Р±С‹ здесь РЅРµ хотелось комментировать. Спасибо.

Р’РћРџР РћРЎ (агентство «Р‘лумберг»):

Если позволите, тоже два вопроса. Первый в продолжение коллеги. И министр экономического развития, и министр финансов говорили, что рубль сейчас крепче своих фундаментальных значений. Вот хотелось бы услышать оценку Банка России. Рубль сейчас у своих фундаментальных значений или все-таки крепче?

И второй вопрос, несколько связанный. Вы говорили о том, что возможно возобновление покупки валюты для резервов, если не будет ущерба для достижения целей по инфляции. Судя по всему, 4% будут достигнуты уже в середине этого года. Возможно ли, чтобы ЦБ приступил к покупке валюты для пополнения резервов? Спасибо.

Э.С. НАБИУЛЛИНА

Спасибо. Что касается фундаментального значения курса. Действительно, многие используют это понятие, мы тоже использовали и высказывались на эту тему. Но здесь нужно относиться очень аккуратно к этому понятию. На мой взгляд, оно очень условное. У нас внутри Центрального банка существуют разные модели, по которым оценивается этот фундаментальный курс. Могу сказать, что отклонение сейчас мы оцениваем гораздо меньше, чем Минфин. Разные модели дают гораздо меньшие отклонения.

РќРѕ тем РЅРµ менее – что такое фундаментальный РєСѓСЂСЃ? Это тот РєСѓСЂСЃ, который должен был Р±С‹ быть РїСЂРё данных значениях платежного баланса – текущего счета, оттока капитала. РќРѕ, какой там объем или какое там значение факторов фундаментальных, конъюнктурных – это большой РІРѕРїСЂРѕСЃ, это никто РЅРёРєРѕРіРґР° вам РЅРµ определит. Поэтому еще раз – это очень условное понятие. И РІ любом случае, РЅР° наш взгляд, РІ условиях плавающего РєСѓСЂСЃР°, какие Р±С‹ отклонения РЅРµ существовали, РІ конечном счете, действие объективных факторов приведет Рє некоторому равновесию, которое балансирует интересы экспортеров, импортеров, тех, кто берет РІ долг, выплачивает долг. И Рє этому именно так надо, РЅР° наш взгляд, относиться.

Второе. Наша политика по пополнению резервов. Мы стратегически не отказываемся от того, что, когда будут созданы благоприятные условия, мы можем пополнять золотовалютные резервы, чтобы увеличивать нашу подушку безопасности, повышать устойчивость нашей экономики к внешним шокам, финансовую устойчивость, потому что это важный элемент. Хотя еще раз повторю, что сейчас золотовалютные резервы по всем международным меркам достаточны, они высокие.

И наша политика, она остается, мы будем принимать решения по пополнению золотовалютных резервов, когда не будет рисков для достижения нами цели 4% и для поддержания этой цели в среднесрочной перспективе. Но это будет оценка всех факторов. Пока мы такое решение не принимали.

Р’РћРџР РћРЎ (агентство «Р Р°РјР±Р»РµСЂ»):

Эльвира Сахипзадовна, вот поддерживает ли регулятор налоговый маневр, который предложил Минфин, то есть повышение НДС до 22% и снижение ставки страховых взносов до 22%? И учитывали ли вы возможные изменения в налоговой системе в своих прогнозах? И в том числе в политике по ДКП на этот год?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Я уже сказала, что, на наш взгляд, у любого налогового маневра или налоговых изменений любых могут быть инфляционные последствия и, конечно, их надо учитывать. Сейчас очень тяжело делать оценки, потому что пока мы не понимаем четких контуров. Обсуждаются разные варианты, разные идеи и не только с точки зрения НДС и социальных платежей. Слишком много обсуждений.

Безусловно, РјС‹ рабочие оценки проводили тех или иных вариантов. Эти рабочие оценки заключаются РІ следующем, что разовый инфляционный эффект может быть РѕС‚ 1 РґРѕ 2 процентных пунктов. РќСѓ Р° дальше это зависит РѕС‚ того, будет ли затронут широкий РєСЂСѓРі товаров Рё РІ том числе РѕС‚ того, РІ какие СЃСЂРѕРєРё, как будет проводиться – одноэтапно, двухэтапно. Там очень РјРЅРѕРіРѕ неизвестных РїРѕРєР° для того, чтобы сделать окончательные оценки.

Мы, безусловно, принимая решение, учитывали, что могут быть изменения в налоговой системе. Об этом все говорили, они будут обсуждаться и так далее. И наше пожелание к Правительству, которому мы тоже артикулировали, чтобы параметры будущих решений были известны заранее до их реализации с тем, чтобы мы могли в денежно-кредитной политике их учитывать, чтобы мы могли проводить последовательную плавную денежно-кредитную политику. Это наше пожелание к Правительству в части налоговых изменений.

ВОПРОС (агентство ТАСС):

Эльвира Сахипзадовна, скажите пожалуйста, с учетом некоторой корректировки макроэкономического прогноза пересматривали ли вы динамику кредитования экономики на текущий год?

И хотелось бы по оттоку капитала также уточнить. Менялись ли как-то цифры на трехлетку? Спасибо.

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Да, РјС‹ некоторые уточнения произвели. РќРѕ, как СЏ СѓР¶Рµ сказала, что РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РјС‹ более позитивно оцениваем 2017 РіРѕРґ, Р° 2018–2019 Сѓ нас предпосылки остаются теми, которые были РґРѕ этого. Безусловно, это отражается РЅР° динамике разных показателей.

Что касается кредитования. РњС‹ считаем, что РѕРЅРѕ РІ этом РіРѕРґСѓ начнет расти, РЅРѕ расти достаточно плавно, постепенно. РЈ банковской системы есть запас капитала для увеличения кредитования Рё доля просроченной задолженности перестала расти, Рё прибыль есть для увеличения капитала. Р’РѕРїСЂРѕСЃ РІ том, как Р±СѓРґСѓС‚ оценивать банки СЂРёСЃРєРё заемщиков, насколько будет соответственно расти СЃРїСЂРѕСЃ РЅР° кредиты. РњС‹ РІРёРґРёРј СЂРѕСЃС‚ объемов кредитования, РЅРѕ РѕРЅ достаточно скромный, скажем, 5–7% РІ этом РіРѕРґСѓ.

Что касается оттока капитала. РќР° наш взгляд, РѕРЅ будет стабильным – $12–13 млрд РІ РіРѕРґ РЅР° протяжении трехлетнего периода.

Р’РћРџР РћРЎ («Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєР°СЏ газета»):

Эльвира Сахипзадовна, недавно Банк России завершил прием предложений по расчету и использованию показателя долговой нагрузки. Какой отзыв вы получили от рынка? Когда можете внедрить этот инструмент?

И если можно, второй вопрос. Вы недавно встречались с главой Народного банка Китая. Обсуждали ОФЗ в юанях. Удалось ли вам договориться об инвестиционных квотах на наши бумаги? Спасибо.

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Что касается введения показателя долговой нагрузки, мы считаем это абсолютно правильным и будем двигаться в этом направлении. Комментарии получали и еще продолжаем получать. Нам нужно будет время для их обработки, для обобщения. Я пока не могу сделать окончательные выводы. Но наша идея такая, что показатель нужно вводить, а детали нужно уже обсуждать и сроки введения.

Что касается встречи с Центральным банком Китая. Да, на полях министров финансов и председателей центральных банков Двадцатки у нас была встреча. Мы в том числе обсуждали и перспективы выпуска ОФЗ в юанях на российской площадке. В целом такая поддержка есть, мы дальше будем уже детально работать. Поддержка в принципе этого направления, этого инструмента есть.

Р’РћРџР РћРЎ (интернет-издание «Р›РµРЅС‚Р°.СЂСѓ»):

Вот некоторые в бизнес-обществе, в экспертном сообществе жалуются, что рубль слишком волатилен. Каков он с точки зрения Банка России? И что может такого произойти, чтобы ЦБ отказался от плавающего курса рубля?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

В обозримой перспективе я не вижу таких факторов, которые заставили бы нас отказаться от плавающего курса, потому что я убеждена, что, несмотря на некоторые последствия, которые воспринимаются негативно предприятиями в реальном секторе экономики, а именно волатильность, плюсов гораздо больше. Нет необходимости глубоких коррекций курса, от которых потом страдает вся экономика, социальные расходы и так далее.

И СЏ еще раз подчеркну. РќР° наш взгляд, РІ значительной мере РёР·-Р·Р° того, что РјС‹ ввели плавающий РєСѓСЂСЃ, СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° быстрее подстроилась Рє внешним шокам, чем это происходило РІ 2008–2009 годах. И глубина спада показывает это. Р’Рѕ РјРЅРѕРіРѕРј плавающий РєСѓСЂСЃ позволил быстрее приспособиться Рё реальному сектору СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рё финансовому сектору, Рє изменившимся, кардинально изменившимся внешним условиям. Это реально встроенный стабилизатор, Рё РјС‹ РІРёРґРёРј, что РѕРЅ работает.

Минус, который был, когда мы вводили плавающий курс, это совпало действительно с падением цен на нефть и произошел резкий всплеск инфляции, что потребовало повышения ставок. Но напомню, что в начале 2016 года, когда происходил почти аналогичный спад цен на нефть, у нас это практически не отразилось на инфляции. Это тоже уже привыкание к плавающему курсу, понимание, как он работает. И здесь тоже, на мой взгляд, плавающий курс показал свою позитивную роль, которая позволяет адаптироваться экономике.

Безусловно, есть у нас боязнь плавания в экономике, когда за много лет, много десятилетий все привыкли уже к тому, что курс постоянный либо там меняется только в основном через кризисы, девальвационные, но на какой-то период он постоянный. Эта волатильность курса беспокоит. Но напомню, что когда у нас курс был постоянный, у нас были очень волатильными процентные ставки, достаточно часто были волатильными процентные ставки и волатильны другие условия, важные для ведения бизнеса. И поэтому, конечно, к некоторой волатильности курса экономика будет привыкать и для этого потребуется время. Это второе.

Третье. Волатильность резко уменьшилась после введения плавающего РєСѓСЂСЃР°. РћРЅР° была очень высокой РїРѕ разным показателям – Рё реализованная волатильность, Рё вмененная волатильность, Рё месячная, Рё трехмесячная. Сейчас РѕРЅР° снизилась Рє СѓСЂРѕРІРЅСЏРј волатильности РґСЂСѓРіРёС… стран СЃ формирующимися рынками, РіРґРµ-то даже может быть меньше. И РѕРЅР° существенно РЅРёР¶Рµ волатильности нефти. Раньше считалось, что нефть сильно волатильна Рё рубль тоже будет такой Р¶Рµ волатильный, РЅРѕ РІРѕС‚ волатильность рубля сейчас меньше, чем волатильность нефти.

Для того чтобы создать базовые условия для снижения волатильности курса, конечно нужно, чтобы экономика больше диверсифицировалась, тогда волатильность будет снижаться. А сейчас в этих условиях надо больше развивать инструменты валютного хеджирования. Мы видим, что уже появляется спрос на эти инструменты, и мы приветствуем инициативу Правительства, Министерства экономики, которое хочет создать специальный механизм, поддерживающий предприятия в хеджировании валютных рисков, в создании этого механизма.

ВОПРОС (агентство ТАСС):

Еще один вопрос о рубле и нефти. С начала текущего года цена на Brent упала почти на 13%. За этот же период времени рубль вырос к доллару почти на 7%. Отслеживает ли Центробанк зависимость рубля от нефти? И может ли оценить, как долго продлится такое ослабление зависимости рубля от нефти? Спасибо.

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Ваш РІРѕРїСЂРѕСЃ как раз показывает, что рубль следует РЅРµ только Р·Р° нефтью. И эластичность, степень изменения РєСѓСЂСЃР° РѕС‚ нефти, РѕРЅР° меняется РІ зависимости РѕС‚ периодов, РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… факторов. Есть периоды, РєРѕРіРґР° РјС‹ видели, что этот коэффициент эластичности 0,9, даже РґРѕ 1 РґРѕС…РѕРґРёР» РІ короткие периоды. Сейчас, РїРѕ нашей оценке, это 0,2–0,3. И РІС‹ видите, что даже может быть движение разнонаправленное РІ том случае, если действуют РґСЂСѓРіРёРµ факторы, более серьезные, которые влияют РЅР° РєСѓСЂСЃ. РќР° РєСѓСЂСЃ влияет РЅРµ только нефть, нефть – значимый фактор, РЅРѕ РЅРµ только нефть влияет РЅР° РєСѓСЂСЃ.

Укрепление рубля РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј было связано Рё СЃ традиционной сезонностью текущего счета – РІ I квартале обычно текущий счет сильнее, РЅРµ важно РїСЂРё каком СѓСЂРѕРІРЅРµ цен РЅР° нефть. Второе. Повышение цен РЅР° нефть, продажа экспортерами нефти. И третий фактор: РѕРЅ имеет значение, РЅРѕ, РЅР° взгляд Центрального банка, его РЅРµ стоит переоценивать Рё преувеличивать. Это некоторый приток капитала, РЅРѕ РѕРЅ приблизительно сопоставим СЃ тем, как иностранный капитал притекал РЅР° рынки СЃ развивающимися экономиками.

Дальнейшее движение также будет зависеть РѕС‚ РјРЅРѕРіРёС… факторов: Рё РѕС‚ динамики цен РЅР° нефть, Рё РѕС‚ политики FED (Федеральная резервная система – ред.), Рё РѕС‚ укрепления/ослабления РєСѓСЂСЃР°, Рё РѕС‚ силы нашей СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, собственно. Здесь, РІ общем, влияний очень РјРЅРѕРіРѕ.

Р’РћРџР РћРЎ (телеканал «Р РѕСЃСЃРёСЏ 24»):

Эльвира Сахипзадовна, если говорить про ситуацию на Украине с российскими госбанками, которые попали под санкции. Вы уже заявили, что ЦБ поддержит их. Какие конкретные меры планируется проводить? Спасибо.

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Я бы еще раз хотела повторить и подчеркнуть, что мы не видим рисков финансовой устойчивости для наших кредитных организаций, даже если полностью обесценятся их вложения в украинские активы, потому что доля в активах небольшая совсем. Поэтому каких-то системных рисков здесь нет. И наши банки уже создали и создают резервы под такие активы. Но тем не менее, чтобы они чувствовали себя более комфортно, учитывая, что это чрезвычайные обстоятельства, мы приняли решение разрешить им рассрочку в формировании резервов по украинским активам на три года, если они захотят этим воспользоваться.

Р’РћРџР РћРЎ (агентство «Р Р˜Рђ Новости»):

Хотела спросить Сѓ вас. Р’С‹ сообщали Рѕ том, что ЦБ готовит план действий для снижения волатильности инфляции, РІ том числе через немонетарные меры. Р’РѕС‚ какие сейчас СѓР¶Рµ РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ РІС‹ придумали рычаги – это первый РІРѕРїСЂРѕСЃ.

И второй вопрос. Пересматривали ли вы рисковый и оптимистичный сценарий на ближайшую трехлетку? Спасибо.

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Действительно, волатильность инфляции может определяться и действием немонетарных факторов, мы их учитываем. Мы считаем важным для снижения волатильности инфляции совместно с Правительством, с регионами влиять на эти факторы. Кстати, вот наш анализ по регионам, о котором я сегодня говорила, также показывает, что прежде всего от конкурентной среды зависит динамика инфляции. Например, в тех регионах, в которых местные органы власти очень активно работают по созданию и развитию ярмарок по продаже сельхозпродукции, чтобы легче доводить продукцию до рынка, там инфляционное давление меньше. Есть и факторы, связанные с естественными монополиями и так далее.

Мы провели уже экспертное обсуждение. У нас Департамент денежно-кредитной политики работает, приглашаем экспертов для того, чтобы сделать карту таких немонетарных рисков и те меры, которыми можно воздействовать, но эта работа находится в процессе, скажем так, в активном процессе.

Второй вопрос. Рисковый и оптимистичный сценарии.

Базовые предпосылки РјС‹ РІ целом РЅРµ поменяли, то есть цены РЅР° нефть РІ СЂРёСЃРєРѕРІРѕРј сценарии 25 долларов Р·Р° баррель РІ 2018–2019, Р° РІ 2017 также снижение РґРѕ этого СѓСЂРѕРІРЅСЏ Рє концу РіРѕРґР°. Уточнили некоторые внутренние параметры. РќРѕ сегодня РІ докладе Рѕ денежно-кредитной политике РјС‹ как раз РёС… опубликуем. Оставили также сценарий СЃ растущими ценами РЅР° нефть, также 55–60, Рё там тоже есть некоторые уточнения, РЅРѕ тенденции РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј остались теми Р¶Рµ самыми. Наши оценки базово остались, как РјС‹ рассматривали эти сценарии РІ декабре прошлого РіРѕРґР°.

ВОПРОС (медиахолдинг РБК):

РЈ меня РґРІР° РІРѕРїСЂРѕСЃР°. Первый: РІРѕС‚ РІС‹ перечисляли очень РјРЅРѕРіРѕ факторов, благодаря которым Сѓ вас получилось снизить ставку, РЅРѕ РїСЂРё этом РЅРµ очень понятно, насколько серьезные факторы, которые сдерживают. РўРѕ есть, это налоговая политика неопределенная, перестановки РІ Министерстве СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё? РњРѕР¶РЅРѕ еще раз проговорить, что РЅРµ дает снижать ставку быстрее Рё почему там 0,25 – это новая нормальность?

И второй вопрос. Вот экономисты говорили, что падает значение, собственно, ключевой ставки для экономики, то есть бизнес уже не так рьяно следит за этим. Есть ли, на ваш взгляд, какая-то большая разница между 9,75 и 9,5? Насколько важна ключевая ставка сейчас?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Действительно, РјРЅРѕРіРѕ факторов позитивных, которые РјС‹ принимали РІРѕ внимание, принимая решение Рѕ снижении ставки, тем РЅРµ менее инфляционные СЂРёСЃРєРё остаются. И, РЅР° наш взгляд, РѕРЅРё прежде всего РЅРµ краткосрочные, Р° среднесрочные. Ведь денежно-кредитная политика действует СЃ лагом РІ 6–9 месяцев, поэтому РјС‹ должны сейчас принимать решение, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· того, как наши решения скажутся РЅРµ только РІ этом РіРѕРґСѓ, РЅРѕ СѓР¶Рµ РЅР° 2018 РіРѕРґ. И для СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РІ целом очень важно закрепить инфляцию РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ 4%.

Что этому мешает? Неопределенность внешних факторов, в том числе цены на нефть. Мы здесь консервативны, поэтому будем проводить денежно-кредитную политику и смягчение денежно-кредитной политики очень осторожно и плавно, учитывая эти внешние факторы. Инфляционные ожидания, они пока высокие у населения. Есть риск того, что они слишком медленно будут приближаться к нашему целевому уровню инфляции. Это тоже риск, который может поддерживать высокий инфляционный фон.

По налогам у нас пока неопределенность, но мы понимаем, что могут быть какой-то период некоторые инфляционные последствия тех налоговых решений, которые будут приняты. Конечно, мы эти факторы все принимали во внимание.

Еще раз, поэтому мы исходим из того, что каждый раз будем анализировать ситуацию, анализировать вновь поступающие данные по текущей ситуации, обновлять наши прогнозы и на этой основе принимать решение.

РџСЂРѕ 0,25 СЏ СѓР¶Рµ сказала, что, РЅР° наш взгляд, РїСЂРё снижении ключевой ставки РґРѕ определенного СѓСЂРѕРІРЅСЏ, Р° РјС‹ СѓР¶Рµ дошли РґРѕ этого СѓСЂРѕРІРЅСЏ – 0,25 становится вполне уместным, РЅРѕ РјРѕРіСѓС‚ быть Рё отклонения РѕС‚ 0,25 РІ этот период. Если разница между 9,75 Рё 10, Рё работает ли наша ставка? Наша ставка работает, РјС‹ это прекрасно РІРёРґРёРј. РћРЅР° работает как определяя краткосрочные ставки РЅР° денежном рынке, так Рё транслируясь РІ конечном счете РІ ставки РїРѕ банковским кредитам Рё депозитам. Это РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ СЃ определенным лагом. РњС‹ постоянно этот лаг оцениваем, небольшой, абсолютно РІ рамках РЅРѕСЂРјС‹, которая существует Рё РІ РґСЂСѓРіРёС… странах. Поэтому даже Рё снижение РЅР° 0,25, конечно, может оказать РІРѕС‚ это влияние РЅР° снижение ставок для конечного заемщика, хотя для банков очень важны факторы оценки СЂРёСЃРєРѕРІ конкретных заемщиков, Рё РјС‹ это РІРёРґРёРј, это такой преобладающий фактор.

Р’РћРџР РћРЎ (агентство «Р‘лумберг»):

Прежде, чем задать вопрос, позвольте от имени всех коллег поздравить с тем, что Президент Российской Федерации решил запустить процедуру продления ваших полномочий. Это значит, что политика ваша верная, я так понимаю, и все ею довольны.

Рђ задать РІРѕРїСЂРѕСЃ СЏ РІРѕС‚ какой хотела. Р’С‹ РєРѕРіРґР° участвовали РІ онлайн чтениях «РњР°СЃС‚ера Рё Маргариты», РІС‹ читали отрывок РёР· 29 главы романа там, РіРґРµ Матвей РїСЂРѕСЃРёС‚ Воланда дать Мастеру РїРѕРєРѕР№. Рђ РІС‹ Сѓ Президента просили «РїРѕРґР°СЂРёС‚СЊ РїРѕРєРѕР№»? И предвещая ваш ответ, какие ваши задачи РІСЃРµ-таки РЅР° новый СЃСЂРѕРє? Спасибо большое.

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Спасибо Р·Р° РІРѕРїСЂРѕСЃ. РџРѕРєРѕР№ нам только снится – СЏ тоже вам отвечу таким образом, наверное, хотя хотелось Р±С‹, чтобы появилось больше определенности РІРѕ внешних факторах,Рё чтобы структурные реформы быстрее развивались, нам Р±С‹ это позволило легче проводить денежно-кредитную политику.

Какие задачи ставим. Р’ области денежно-кредитной политики – это та задача, Рѕ которой СЏ сегодня говорила, добиться инфляции РЅРёР·РєРѕР№ Рё стабильной Рё чтобы РІСЃРµ РІ нее поверили Рё главное ощутили Р±С‹ РЅР° себе выгоды РѕС‚ того, что инфляция низкая Рё стабильная. Потому что сейчас РІСЃРµ понимают, что низкая инфляция – это, наверное, хорошо для людей, потому что цены РЅРµ растут быстрее, цены РЅР° продовольствие РЅРµ растут. РќРѕ РІРѕС‚ для бизнеса какой позитивный эффект РѕС‚ РЅРёР·РєРѕР№ стабильной инфляции, наверное еще РЅРµ РІСЃРµ ощутили, потому что РјС‹ РїРѕРєР° РЅРµ создали достаточно доверия, что РѕРЅР° действительно будет РЅРёР·РєРѕР№, стабильной, что РЅР° этом РјРѕР¶РЅРѕ строить СЃРІРѕРё планы, РјРѕР¶РЅРѕ привлекать инвестиции. И СЏ надеюсь, что нам РІСЃРµ-таки удастся этого добиться РІ ближайшие РіРѕРґС‹.

Что касается развития финансового сектора, банковского сектора: завершить политику, так называемую политику оздоровления, и больше, действительно, внимания уделять созданию условий для развития банковского бизнеса, финансового бизнеса в целом для того, чтобы увеличить и доступность, и разнообразие финансовых услуг для людей, чтобы они больше доверяли финансовой системе.

И сейчас, РІ принципе, уровень доверия Рє банковской системе достаточно высокий, РЅРѕ хотелось Р±С‹ его поддержать Рё развивать. И отдельная задача – развитие небанковского финансового сектора. Доля очень небольшая Сѓ нас РІСЃРµ-таки Рё пенсионных фондов, Рё страховых компаний, Р° это источник длинных денег, которые РЅСѓР¶РЅС‹ для развития СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Р’РѕС‚ РІ этой сфере, наверное, такие основные задачи.

Р’РћРџР РћРЎ (агентство «Р РµР№С‚ер»):

Вот из-за сезонности платежного баланса аналитики ожидают, что в апреле все-таки покупки валюты Минфином начнут оказывать больше влияния на курс рубля. Вы согласны с этим?

И второй вопрос методологический. Вот эти операции по покупке валюты Минфином, они учитываются в составе золотовалютных резервов?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Покупки валюты Минфином, действительно, влияют на валютный рынок, это, безусловно, потому что Минфин выступает одним из покупателей валюты, но до сих пор это влияние перекрывалось факторами, направленными в другую сторону. Как дальше сложится, как будут действовать другие факторы, и какое в целом будет движение курса, зависит от многих вещей, в том числе от динамики цен на нефть.

Но в целом я бы хотела сказать, объем закупок такой, и мы об этом говорили изначально, оценивая вместе с Минфином, что этот объем покупок не сможет существенно повлиять на курс, определять его динамику. Есть все-таки более значимые факторы динамики курса.

И второй вопрос: да, учитываются в резервах, конечно.

Р’РћРџР РћРЎ (агентство «Р Р˜Рђ Новости»):

Минфин заявлял о том, что готовится передача полномочий по покупке валюты от ЦБ к Казначейству. Не видит ли Банк России в связи с этим каких-то рисков для курса и, возможно, наоборот, есть какие-то связанные с этим плюсы для валютного курса? Спасибо.

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Мы здесь рисков не видим, плюсов особых тоже не видим. Это решение Минфина. Мы пока выступали как агент, но принято такое решение. Оно с точки зрения влияния на валютный рынок нейтрально.

Р’РћРџР РћРЎ (агентство «Р˜РЅС‚ерфакс»):

У меня такой вопрос. Вы сказали, что ЦБ рассчитывает, что в 2017 году банки погасят задолженность по валютному рефинансированию. Оно вводилось в кризисное время и служило поддержкой для выплаты внешних задолженностей. Правильно я понимаю, что в 2018 году этот инструмент из арсенала ЦБ будет исключен, либо вы все же сохраните его в каком-то, скажем так, в другом несколько виде, на каких-то других условиях?

И второй вопрос. Не рассматривает ли ЦБ опцию ввести специальные линии предоставления ликвидности для банков, которые испытывают сложности после информационных атак? Потому что уже возникают случаи, когда в регионах банки сталкиваются с проблемами не потому, что у них именно что-то с финансами, какие-то трудности, а именно из-за информационной атаки.

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Что касается инструмента валютного рефинансирования, уместно, наверное, дать какую-то оценку, как РјС‹ его оцениваем, потому что сейчас его использование РїРѕРґС…РѕРґРёС‚ Рє концу. РњС‹ считаем, что это был эффективный инструмент, который позволил смягчить приспособление наших предприятий, банков Рє РїРёРєСѓ выплат внешних долгов. И Сѓ нас был лимит $50 млрд, максимум был $37 млрд, Р° сейчас чуть больше – $5 млрд СѓР¶Рµ осталась задолженность. И как РјС‹ планировали, Рё, кстати, изначально заявляли, Рє концу 2017 РіРѕРґР° РјС‹ его использование сократим. РњС‹ будем постепенно сокращать лимиты, Рё РЅРµ РІРёРґРёРј проблем никаких для банковского сектора нам РґРѕ конца РіРѕРґР° эти деньги вернуть.

РњС‹ его РЅРµ собираемся совсем вычеркивать, убирать РёР· арсенала возможных инструментов – это будет «СЃРїСЏС‰РёР№» инструмент. РњС‹ РЅРµ РІРёРґРёРј РІ ближайшее время никаких предпосылок для того, чтобы СЃРЅРѕРІР° его использовать, РЅРѕ тем РЅРµ менее РІ арсенале возможных инструментов РѕРЅ остается.

Что касается специальных линий предоставления ликвидности. Мы сейчас работаем над таким механизмом. Считаем, что могут быть такие линии ликвидности, которые мы представляем банкам, испытывающим именно временные трудности с ликвидностью не обязательно из-за информационных атак, они могут быть в силу разных обстоятельств. Но мы предполагаем, что эти банки должны быть либо платежеспособными, либо те, которые мы видим, что самостоятельно в ближайшее время могут восстановить платежеспособность. Мы это понимаем, то есть неплатежеспособным банкам средства из таких линий ликвидности предоставлять не собираемся.

Сейчас идет работа РїРѕ тому, чтобы определить возможные параметры таких линий ликвидности Рё вписать РёС… РІ целом РІ нашу линейку инструментов, так как РІС‹ видите, что потребность РІ рефинансировании СЃ нашей стороны ушла РІ условиях структурного профицита ликвидности – Рё потребность РІ 312Рџ (кредиты ЦБ РїРѕРґ нерыночные активы – ред.), Рё РІ рефинансировании СЃ использованием ломбардного СЃРїРёСЃРєР° уменьшается. РњС‹ там будем вводить постепенно некоторые изменения. Р’С‹ видите, РјС‹ повышаем Рё требования Рє бумагам, которые РІ ломбардном СЃРїРёСЃРєРµ, Рё будем продолжать эту работу. РќРѕ, безусловно, РІ этих условиях, РІС‹ правильно абсолютно сказали, возникает повышенное значение таких линий ликвидности РЅР° случай непредвиденных проблем СЃ ликвидностью банков. Обязательно будем делать.

Р’РћРџР РћРЎ (агентство «Р РµР№С‚ер»):

Вы упомянули о банковской лицензии. В течение кризиса доля нескольких крупных госбанков, например Сбербанка, нескольких банковских продуктов выросла. Банк России как регулятор следит за конкуренцией на банковском рынке, и, по вашему мнению, есть еще конкурентная банковская среда в России? Спасибо.

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Состояние конкурентной среды – важный элемент. РњС‹ действительно следим Р·Р° этим. РќРѕ есть исторически сложившаяся структура банковской системы, которая быстро РЅРµ меняется. Наша задача – максимально создавать условия Рё РІ регулировании, прежде всего РІ регулировании, для того, чтобы были равные условия конкуренции. Р’ частности поэтому РјС‹, например, предлагаем чуть модернизировать РїРѕРґС…РѕРґС‹ Правительства Рє тому, как Рё РіРґРµ размещать деньги бюджетные, государственных компаний, чтобы туда включались РЅРµ только крупные банки, РЅРѕ Рё небольшие банки РїСЂРё тех механизмах, которые позволят оценивать надежность этих банков для Правительства.

Такие предложения мы постоянно даем для того, чтобы обеспечить равные условия конкуренции. Мы считаем, что создание трехуровневой системы на самом деле позволит улучшить условия для конкуренции, потому что сейчас небольшие банки, которые вынуждены соблюдать все сложные стандарты, все сложные требования базельские, они наоборот попадают в неравные условия конкуренции из-за своего масштаба. Когда мы предлагаем некоторую специализацию их, особенно на малом и среднем бизнесе, на физических лицах и ограничиваем риски на крупных клиентов, но взамен упрощаем регулирование, это создает большие условия добросовестной конкуренции, дает возможность им развиваться, иметь свою нишу. Мне кажется, это в целом улучшит ситуацию по конкурентной среде.

Но в целом конкуренция банковская есть. Мы, кстати, это видим и по тому, как двигаются процентные ставки на рынке. Здесь нельзя сказать, что у нас проявляются какие-то монопольные эффекты.

Может быть,еще РѕРґРЅСѓ ремарку, потому что конкуренция – очень важная тема. Почему нам еще РЅСѓР¶РЅРѕ развитие конкуренции РІ банковской среде? Для увеличения доступности кредитов для малого Рё среднего бизнеса. Р’РѕС‚ кто страдает РѕС‚ РЅРµ совсем развитой конкуренции, неразвитой банковской системы – это малый Рё средний бизнес.

Р’РћРџР РћРЎ (агентство «Р‘лумберг»):

У меня, если можно, два вопроса. Первый. У Банка России перед этим заседанием было несколько опций. Сохранить ставку, понизить на 25 базисных пунктов или на 50. Насколько единогласным было решение по снижению ставки на 25? Были ли те, которые хотели сохранить ставку?

И второй РІРѕРїСЂРѕСЃ. Поскольку СѓР¶Рµ звучали РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РЅРµ совсем РїРѕ ДКП, СЏ РјРѕР¶РЅРѕ тоже задам? РџРѕ данным «РќРѕРІРѕР№ газеты», РІ 2011–2014 годах РёР· Р РѕСЃСЃРёРё было вывезено РїРѕСЂСЏРґРєР° $22 млрд РїРѕ так называемой молдавской схеме, РєРѕРіРґР° деньги выводились РїРѕРґ решения СЃСѓРґРѕРІ. РџСЂРё этом РІ Молдавии РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, что Р РѕСЃСЃРёСЏ РЅРµ помогала, Р°, скорее, как-то препятствовала расследованию.

Хотелось бы узнать, был ли в курсе Банк России, мониторил ли это как-то, предпринимал ли какие-то действия для противодействия выводу средств? Спасибо.

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Спасибо большое. Мы действительно обсуждали разные варианты: сохранить ставку или снизить, и масштаб снижения анализировали, все экономические данные, и что говорит наш прогноз. Окончательное решение было единогласным по поводу снижения ставки на 0,25.

Что касается молдавской схемы, я просто напомню, что мы с молдавской схемой начали бороться одной из первых в сомнительных операциях. И мы ее практически ликвидировали и отозвали лицензии у тех банков, которые занимались активно этой молдавской схемой. Я просто не знакома с деталями, которые сейчас обсуждаются в прессе, но хочу сказать, что Банк России обычно активно сотрудничает с регуляторами в рамках своей компетенции, в рамках законодательства. Если есть необходимость, мы предоставляем документы. Но я просто не помню, это, наверное, не на моей памяти было, когда были эти запросы. Я за последние 4 года не помню таких запросов, но посмотрю еще раз.