Рнструменты
Банк России активно разрабатывает и расширяет спектр применяемых макропруденциальных инструментов, в состав которого на текущий момент входят:
Показатель долговой нагрузки
Ключевым изменением в подходах к регулированию является внедрение требования по расчету показателя долговой нагрузки заемщиков (сокр. ― ПДН, англ. ― Debt Service-To-Income (DSTI) Ratio). Данная норма распространяется на кредитные организации (за исключением небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций) и микрофинансовые организации.
Надбавки к коэффициентам риска
РЎ 8 октября 2018 РіРѕРґР° применяется новый механизм макропруденциального регулирования Банка Р РѕСЃСЃРёРё. Р’ соответствии СЃ этим РїРѕРґС…РѕРґРѕРј коэффициенты СЂРёСЃРєР° РїРѕ отдельным видам активов, устанавливаемые Рнструкцией Банка Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 29.11.2019 №
Макропруденциальные лимиты
Макропруденциальные лимиты оказывают прямое влияние на структуру необеспеченного потребительского кредитования за счёт ограничения доли рискованных кредитов (займов) в общем объёме выдач. Банк России устанавливает их по необеспеченным потребительским кредитам (займам) для кредитных и микрофинансовых организаций.
Применение макропруденциальных лимитов направлено на купирование системного риска потребительского кредитования в финансовой системе и сдерживание роста закредитованности граждан за счет дестимулирования кредитования заемщиков с высокой долговой нагрузкой и искусственного удлинения срока потребительских кредитов (займов).
Национальная антициклическая надбавка
Р’ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј макропруденциальном регулировании такой инструмент как контрциклический буфер капитала (Countercyclical buffer), применяемый всеми регуляторами РІ соответствии СЃ требованиями Базеля III, получил название национальной антициклической надбавки (далее — РђРќ) Рє нормативам достаточности капитала банков.
Мировая практика включает в себя и иные макропруденциальные инструменты, которые разрабатываются и применяются в ответ на различные системные риски для финансовой стабильности отдельных стран или регионов.
Виды инструментов
Некоторые страны применяли такие ограничения, когда чрезмерный рост кредитования вызывал опасения в плане увеличения системного риска.
Ограничения роста кредитования были нацелены главным образом на область предоставления кредитных средств: устанавливался максимально допустимый (квартальный либо годовой) процент роста кредитования. Теоретически эта мера должна была также способствовать повышению стандартов кредитования, поскольку в рамках установленного лимита банки скорее всего должны были выбирать лучших заемщиков. На практике эффективность административных мер в основном оказывалась невысокой.
Р’ настоящее время наиболее распространенным инструментом общего характера является контрциклический буфер капитала (countercyclical capital buffer — CcyB, РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј регулировании — антициклическая надбавка Рє нормативам достаточности собственных средств (капитала). Данный инструмент был предложен для применения Базельским комитетом РїРѕ банковскому надзору (далее — БКБН) РІ целях повышения устойчивости банковского сектора Рє негативным шокам РІ рамках пакета Базель III.
Контрциклический буфер капитала представляет СЃРѕР±РѕР№ надбавку Рє минимальным требованиям Рє капиталу банков. Установление положительного буфера РЅРµ означает повышение норматива, РЅРѕ если показатель достаточности банка оказывается РЅРёР¶Рµ норматива СЃ учетом надбавки, то РІ отношении банка действует ограничение РЅР° распределение прибыли. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ целью буфера БКБН считает РЅРµ управление кредитным циклом, Р° повышение устойчивости банковского сектора. Тем РЅРµ менее CCyB может способствовать Рё снижению процикличности банковского кредитования, так как предполагается, что необходимость формирования дополнительного капитала РІ период Р±СѓРјР° может уменьшить аппетит банков Рє чрезмерному кредитованию. Р’ СЃРІРѕСЋ очередь, «РІС‹СЃРІРѕР±РѕР¶РґРµРЅРёРµ» РІ периоды экономических трудностей средств, отложенных РІ благоприятные времена, должно предотвратить кредитный коллапс.
РџРѕРјРёРјРѕ контрциклического буфера капитала, новацией пакета Базель III стал показатель финансового рычага (левереджа) — leverage ratio. Чрезмерное использование финансового рычага послужило РѕРґРЅРѕР№ РёР· причин финансового РєСЂРёР·РёСЃР°
Показатель левереджа разработан БКБН как статический показатель, однако теоретически он может использоваться и как макропруденциальный инструмент на динамической основе. В частности, такое предложение выдвинул Банк Англии.
Если РІ периоды возрастания системного СЂРёСЃРєР° РІРѕ всей финансовой системе имеет смысл применять агрегированные инструменты, воздействующие РЅР° финансовую систему РІ целом, то использование секторальных инструментов целесообразно РїСЂРё росте СЂРёСЃРєРѕРІ РІ отдельном сегменте. Секторальные макропруденциальные инструменты используются для управления РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј рисками кредитования, воздействуя РЅР° СЃРїСЂРѕСЃ Рё предложение (например, введение ограничений РЅР° ипотечные займы, секторальные требования Рє достаточности капитала). Рнструменты такого СЂРѕРґР° РјРѕРіСѓС‚ воздействовать РЅР° определенные категории займов, РіСЂСѓРїРїС‹ заемщиков, касаться объектов собственности РІ отдельном «РїРµСЂРµРіСЂРµС‚РѕРј» регионе либо кредитов, выданных РІ определенных валютах. Такие инструменты РјРѕРіСѓС‚ применяться обособленно или комбинированно.
Показатели LTV и DSTI традиционно применялись для ограничения рисков в ипотечном кредитовании. Многие примеры подтверждают, что высокий средний уровень LTV снижает стабильность в ипотечном сегменте. Конкретные механизмы применения показателей различаются по странам и могут включать запрет на предоставление кредитов с определенным уровнем LTV/DSTI, повышенные коэффициенты риска (надбавки к коэффициентам риска) по кредитам начиная с определенного уровня LTV/DSTI, ограничение доли выдаваемых кредитов с определенным уровнем LTV/DSTI. Меры по ограничению LTV/DSTI благоприятно влияют на стандарты кредитования, способствуя тем самым большей устойчивости финансовых институтов. Применение ограничений для показателей LTV и DSTI способствует уменьшению количества случаев дефолта/распродажи имущества заемщиков, когда ситуация ухудшается.
Помимо мер, основанных на LTV и DSTI, распространены макропруденциальные меры, направленные на ограничение рискованных видов ипотечных кредитов: в иностранной валюте, кредитов без предоставления полного перечня документов. Установление повышенных требований к капиталу для рискованных видов ипотеки повышает устойчивость работающих в таких секторах финансовых институтов, поскольку формируются дополнительные буферы, при этом по-разному оценивается влияние таких мер на кредитный рост.
В странах с развитыми рынками подавляющая часть рынка потребительского кредитования приходится на ипотеку, однако в странах с формирующимися рынками заметная доля приходится на необеспеченные кредиты, и есть примеры макропруденциального регулирования в этом сегменте. Секторальные инструменты, используемые странами, включают повышенные коэффициенты риска или повышенные уровни резервов, ограничения по коэффициентам DSTI были введены в отношении не только ипотечных кредитов, но и совокупного долга заемщика.
Р’ СЂСЏРґРµ случаев секторальные инструменты применялись для сдерживания СЂРёСЃРєРѕРІ РЅР° рынке корпоративного кредитования. Как правило, озабоченность регуляторов вызывает кредитование РІ иностранной валюте либо чрезмерный СЂРѕСЃС‚ РІ сегменте коммерческой недвижимости. Рнструменты, которые РјРѕРіСѓС‚ быть рекомендованы для снижения СЂРёСЃРєРѕРІ, связанных СЃ расширением корпоративного кредитования РІ иностранной валюте, включают коэффициенты СЂРёСЃРєР° Рё лимиты РїРѕ операциям, подразумевающим валютный СЂРёСЃРє. Р’ идеале эти инструменты должны применяться только Рє валютным рискам корпоративных заемщиков, РЅРµ осуществляющих хеджирование, потому что для захеджированных заемщиков валютный СЂРёСЃРє РЅРµ представляет СѓРіСЂРѕР·С‹. Тем РЅРµ менее, РєРѕРіРґР° внедрить необходимые меры РїРѕ каждому кредиту для регулятора оказывается затруднительным, РњР’Р¤ предлагает рассмотреть меры, которые применяются как Рє компаниям, осуществляющим хеджирование, так Рё Рє тем, кто РЅРµ хеджирует СЃРІРѕРё валютные СЂРёСЃРєРё. Р’ этом случае РѕР±Р° инструмента РјРѕРіСѓС‚ привести Рє отказу РѕС‚ кредитования заемщиков, РЅРµ имеющих желания или возможности хеджировать валютный СЂРёСЃРє, поскольку кредитование РІ валюте становится для банков более дорогостоящим. Р’ то Р¶Рµ время более жесткие требования РІ отношении РѕР±РѕРёС… инструментов РјРѕРіСѓС‚ привести Рє тому, что захеджированные заемщики РЅРµ СЃРјРѕРіСѓС‚ получить валютный кредит. Для оценки выгод Рё потерь требуются данные Рѕ компаниях, которые имеют естественное хеджирование, Р° также РѕР± открытых валютных позициях. РљСЂРѕРјРµ того, РњР’Р¤ предупреждает Рѕ рисках снижения эффективности такой политики РІ результате роста внешнего долга корпоративного сектора.
Для сегмента кредитования коммерческой недвижимости характерны аналогичные СЂРёСЃРєРё, что Рё для рынка кредитования жилой недвижимости, поэтому для ограничения СЂРёСЃРєРѕРІ применяются СЃС…РѕР¶РёРµ инструменты — нормативы LTV Рё DSC (debt service coverage ratio — ограничение отношения платежей РїРѕ кредиту Рє операционному РґРѕС…РѕРґСѓ компании Р·Р° определенный период).
РњР’Р¤ РІ СЂСЏРґРµ работ относит Рє макропруденциальным инструментам нормативы ликвидности (РІ том числе такие базельские показатели, как норматив краткосрочной ликвидности (LCR) Рё норматив структурной ликвидности (NSFR)), что, РЅР° наш взгляд, РЅРµ совсем корректно, поскольку эти нормативы РІ первую очередь РЅРѕСЃСЏС‚ пруденциальный характер. РћРґРЅР° РёР· причин такой классификации РњР’Р¤ — это то, что РґРѕ глобального финансового РєСЂРёР·РёСЃР°
Меры, связанные с валютной ликвидностью, часто используются странами для ограничения чрезмерного притока внешнего капитала по каналу иностранных заимствований банков. Многими странами в этих целях применяются дифференцированные резервные требования, традиционно относящиеся к инструментарию денежно-кредитной политики. В этом случае они дифференцированы по валюте обязательств. Например, страны Восточной Европы активно применяли повышенные нормативы обязательных резервов для борьбы с чрезмерным притоком иностранного капитала до глобального финансового кризиса
РћРґРЅРёРј РёР· ключевых направлений реформ СФС стала разработка дополнительных требований Рє системно значимым финансовым институтам. Р’ первую очередь, были разработана методика определения Рё меры РІ отношении глобальных системно значимых банков (далее — ГСЗБ, СЃРїРёСЃРѕРє ГСЗБ — G-SIB list — ежегодно публикуется СФС). Меры РІ отношении ГСЗБ предполагают дополнительные надбавки Рє капиталу РІ размере РѕС‚ 1 РґРѕ 3,5% базового капитала первого СѓСЂРѕРІРЅСЏ РІ зависимости РѕС‚ интегрального показателя системной значимости 29 ГСЗБ Рё РІ полной степени вступают РІ силу СЃ 2019 РіРѕРґР°.
Отдельные страны требуют от своих СЗБ поддерживать капитал на уровне выше стандартов Базеля III.
Р’ 2015 РіРѕРґСѓ «Р“СЂСѓРїРїР° 20» одобрила предложения РїРѕ внедрению стандарта общей способности поглощения убытков (TLAC) ГСЗБ. РџРѕРґ способностью поглощать убытки понимается наличие дополнительных ресурсов РІ форме капитала Рё определенных долговых инструментов, которые РјРѕРіСѓС‚ быть использованы для покрытия потерь РЅР° этапе урегулирования несостоятельности финансового института. Уровень требований Рє способности финансовых институтов поглощать убытки определялся СЃ учетом объемов средств, фактически потребовавшихся для урегулирования обязательств РїСЂРё банкротствах крупных финансовых институтов. ГСЗБ, зарегистрированные РІ странах СЃ развитыми рынками, исполняют минимальное требование TLAC РІ размере 16% РѕС‚ активов, взвешенных РїРѕ степени СЂРёСЃРєР° (далее — RWA) Рё 6% РѕС‚ знаменателя коэффициента левереджа РІ рамках Базеля III СЃ 1 января 2019 РіРѕРґР°, Р° ГСЗБ стран СЃ формирующимися рынками — СЃ 1 января 2025 РіРѕРґР°. Указанные требования Р±СѓРґСѓС‚ повышены РґРѕ 18 Рё 6,75% СЃ 2022 Рё 2028 РіРѕРґРѕРІ, соответственно, для ГСЗБ развитых стран Рё стран СЃ формирующимися рынками.
Меры, воздействующие РЅР° регулируемых финансовых посредников, РЅРµ всегда эффективны РёР·-Р·Р° РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕР№ миграции кредитной активности Рё трансграничных эффектов. Для решения этих проблем применяются меры, направленные РЅР° потребителей финансовых услуг. Р’ некоторых странах для сдерживания «РїСѓР·С‹СЂРµР№» РЅР° рынках недвижимости активно используются государственные пошлины Рё налоги РЅР° увеличение стоимости капитала. Применение таких инструментов может быть особенно полезным, РєРѕРіРґР° РѕРґРЅРѕР№ РёР· причин роста цен РЅР° жилую недвижимость является приток иностранного капитала.
Учитывая, что частой причиной неэффективности мер РїРѕ ограничению валютного кредитования является СЂРѕСЃС‚ внешнего долга, интересен опыт Рндонезии РїРѕ макропруденциальному регулированию иностранных заимствований корпоративного сектора. Банком Рндонезии РІ 2014 РіРѕРґСѓ были введены следующие три требования:
- Минимальная доля хеджированной валютной позиции должна составлять 20% в 2015 году и 30% в 2016 году. Хеджированию подлежит отрицательная разница между валютными активами и обязательствами со сроком погашения до 6 месяцев;
- Минимальное требование Рє показателю ликвидности (соотношение краткосрочных (РґРѕ трех месяцев) валютных активов Рё краткосрочных валютных обязательств) РІ размере 50% РІ 2015 РіРѕРґСѓ, 70% — СЃ 2016 РіРѕРґР° РїРѕ настоящее время;
- Требование Рє кредитному рейтингу компании, имеющие внешний долг, обязаны иметь рейтинг РЅРµ менее BB или эквивалентный рейтинг, присвоенный рейтинговыми агентствами Moody’s (Ba3), S& P (BB-), Fitch (BB-). Начиная СЃ 2015 РіРѕРґР° компании обязаны представлять информацию Рѕ выполнении вышеуказанных требований РІ Банк Рндонезии РЅР° ежеквартальной РѕСЃРЅРѕРІРµ.
РњР’Р¤ также РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ пример РРЅРґРёРё РїРѕ ограничению внешних заимствований нефинансовых компаний. Резервный банк РРЅРґРёРё ограничивает СЃСЂРѕРє Рё полную стоимость кредитования (РІ частности, для кредита СЃРѕ СЃСЂРѕРєРѕРј погашения