• 107016, РњРѕСЃРєРІР°, СѓР». Неглинная, Рґ. 12, Рє. Р’, Банк Р РѕСЃСЃРёРё
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Инструменты

Банк Р РѕСЃСЃРёРё активно разрабатывает Рё СЂР°СЃС€РёСЂСЏРµС‚ спектр применяемых макропруденциальных инструментов, РІ СЃРѕСЃС‚ав которого РЅР° С‚екущий момент РІС…РѕРґСЏС‚:

Показатель долговой нагрузки

Ключевым изменением РІ РїРѕРґС…одах Рє СЂРµРіСѓР»РёСЂРѕРІР°РЅРёСЋ является внедрение требования РїРѕ СЂР°СЃС‡РµС‚Сѓ показателя долговой нагрузки заемщиков (СЃРѕРєСЂ. ― ПДН, англ. ― Debt Service-To-Income (DSTI) Ratio). Данная РЅРѕСЂРјР° распространяется РЅР° РєСЂРµРґРёС‚ные организации (Р·Р° РёСЃРєР»СЋС‡РµРЅРёРµРј небанковских кредитных организаций, имеющих право РЅР° РѕСЃСѓС‰РµСЃС‚вление переводов денежных средств без РѕС‚крытия банковских счетов Рё СЃРІСЏР·Р°РЅРЅС‹С… СЃ РЅРёРјРё иных банковских операций) Рё РјРёРєСЂРѕС„инансовые организации.

Подробнее Рѕ РїРѕРєР°Р·Р°С‚еле долговой нагрузки

Надбавки Рє РєРѕСЌС„фициентам СЂРёСЃРєР°

РЎ 8 РѕРєС‚СЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР° применяется новый механизм макропруденциального регулирования Банка Р РѕСЃСЃРёРё. Р’ СЃРѕРѕС‚ветствии СЃ СЌС‚РёРј РїРѕРґС…РѕРґРѕРј коэффициенты СЂРёСЃРєР° РїРѕ РѕС‚дельным видам активов, устанавливаемые Инструкцией Банка Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 29.11.2019 № 199-И «РћР± РѕР±СЏР·Р°С‚ельных нормативах Рё РЅР°РґР±Р°РІРєР°С… Рє РЅРѕСЂРјР°С‚ивам достаточности капитала банков СЃ СѓРЅРёРІРµСЂСЃР°Р»СЊРЅРѕР№ лицензией», приводятся Рє РёС… СЃС‚андартным значениям, предусмотренным «Р‘азелем III».

Подробнее Рѕ РЅР°РґР±Р°РІРєР°С… Рє РєРѕСЌС„фициентам СЂРёСЃРєР°

Макропруденциальные лимиты

Макропруденциальные лимиты оказывают РїСЂСЏРјРѕРµ влияние РЅР° СЃС‚руктуру необеспеченного потребительского кредитования Р·Р° СЃС‡С‘С‚ ограничения доли рискованных кредитов (займов) РІ РѕР±С‰РµРј объёме выдач. Банк Р РѕСЃСЃРёРё устанавливает РёС… РїРѕ РЅРµРѕР±РµСЃРїРµС‡РµРЅРЅС‹Рј потребительским кредитам (займам) для РєСЂРµРґРёС‚ных Рё РјРёРєСЂРѕС„инансовых организаций.

Применение макропруденциальных лимитов направлено РЅР° РєСѓРїРёСЂРѕРІР°РЅРёРµ системного СЂРёСЃРєР° потребительского кредитования РІ С„инансовой системе Рё СЃРґРµСЂР¶РёРІР°РЅРёРµ роста закредитованности граждан Р·Р° СЃС‡РµС‚ дестимулирования кредитования заемщиков СЃ РІС‹СЃРѕРєРѕР№ долговой нагрузкой Рё РёСЃРєСѓСЃСЃС‚венного удлинения СЃСЂРѕРєР° потребительских кредитов (займов).

Подробнее Рѕ РјР°РєСЂРѕРїСЂСѓРґРµРЅС†РёР°Р»СЊРЅС‹С… лимитах

Национальная антициклическая надбавка

Р’ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј макропруденциальном регулировании такой инструмент как РєРѕРЅС‚рциклический буфер капитала (Countercyclical buffer), применяемый всеми регуляторами РІ СЃРѕРѕС‚ветствии СЃ С‚ребованиями Базеля III, получил название национальной антициклической надбавки (далее — РђРќ) Рє РЅРѕСЂРјР°С‚ивам достаточности капитала банков.

Подробнее Рѕ РЅР°С†РёРѕРЅР°Р»СЊРЅРѕР№ антициклической надбавке

Мировая практика включает РІ СЃРµР±СЏ Рё РёРЅС‹Рµ макропруденциальные инструменты, которые разрабатываются Рё РїСЂРёРјРµРЅСЏСЋС‚СЃСЏ РІ РѕС‚вет РЅР° СЂР°Р·Р»РёС‡РЅС‹Рµ системные СЂРёСЃРєРё для С„инансовой стабильности отдельных стран или СЂРµРіРёРѕРЅРѕРІ.

Виды инструментов

1. Инструменты административного характера

Некоторые страны применяли такие ограничения, РєРѕРіРґР° чрезмерный СЂРѕСЃС‚ кредитования вызывал опасения РІ РїР»Р°РЅРµ увеличения системного СЂРёСЃРєР°.

Ограничения роста кредитования были нацелены главным образом РЅР° РѕР±Р»Р°СЃС‚СЊ предоставления кредитных средств: устанавливался максимально допустимый (квартальный либо РіРѕРґРѕРІРѕР№) процент роста кредитования. Теоретически эта РјРµСЂР° должна была также способствовать повышению стандартов кредитования, поскольку РІ СЂР°РјРєР°С… установленного лимита банки скорее всего должны были выбирать лучших заемщиков. РќР° РїСЂР°РєС‚РёРєРµ эффективность административных мер РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј оказывалась невысокой.

2. Инструменты общего характера, основанные РЅР° РІРѕР·РґРµР№СЃС‚РІРёРё РЅР° РєР°РїРёС‚ал или СЂРµР·РµСЂРІС‹

Р’ РЅР°СЃС‚оящее время наиболее распространенным инструментом общего характера является контрциклический буфер капитала (countercyclical capital buffer — CcyB, РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј регулировании — антициклическая надбавка Рє РЅРѕСЂРјР°С‚ивам достаточности собственных средств (капитала). Данный инструмент был РїСЂРµРґР»РѕР¶РµРЅ для РїСЂРёРјРµРЅРµРЅРёСЏ Базельским комитетом РїРѕ Р±Р°РЅРєРѕРІСЃРєРѕРјСѓ надзору (далее — БКБН) РІ С†РµР»СЏС… повышения устойчивости банковского сектора Рє РЅРµРіР°С‚ивным шокам РІ СЂР°РјРєР°С… пакета Базель III.

Контрциклический буфер капитала представляет СЃРѕР±РѕР№ надбавку Рє РјРёРЅРёРјР°Р»СЊРЅС‹Рј требованиям Рє РєР°РїРёС‚алу банков. Установление положительного буфера РЅРµ РѕР·РЅР°С‡Р°РµС‚ повышение норматива, РЅРѕ РµСЃР»Рё показатель достаточности банка оказывается РЅРёР¶Рµ норматива СЃ СѓС‡РµС‚РѕРј надбавки, то РІ РѕС‚ношении банка действует ограничение РЅР° СЂР°СЃРїСЂРµРґРµР»РµРЅРёРµ прибыли. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ целью буфера БКБН считает РЅРµ СѓРїСЂР°РІР»РµРЅРёРµ кредитным циклом, Р° РїРѕРІС‹С€РµРЅРёРµ устойчивости банковского сектора. Тем РЅРµ РјРµРЅРµРµ CCyB может способствовать Рё СЃРЅРёР¶РµРЅРёСЋ процикличности банковского кредитования, так РєР°Рє РїСЂРµРґРїРѕР»Р°РіР°РµС‚СЃСЏ, что РЅРµРѕР±С…одимость формирования дополнительного капитала РІ РїРµСЂРёРѕРґ Р±СѓРјР° может уменьшить аппетит банков Рє С‡СЂРµР·РјРµСЂРЅРѕРјСѓ кредитованию. Р’ СЃРІРѕСЋ очередь, «РІС‹СЃРІРѕР±РѕР¶РґРµРЅРёРµ» РІ РїРµСЂРёРѕРґС‹ экономических трудностей средств, отложенных РІ Р±Р»Р°РіРѕРїСЂРёСЏС‚ные времена, должно предотвратить кредитный коллапс.

РџРѕРјРёРјРѕ контрциклического буфера капитала, новацией пакета Базель III СЃС‚ал показатель финансового рычага (левереджа) — leverage ratio. Чрезмерное использование финансового рычага послужило РѕРґРЅРѕР№ РёР· РїСЂРёС‡РёРЅ финансового РєСЂРёР·РёСЃР° 2007–2008 годах. Разработанный БКБН leverage ratio — простой, прозрачный Рё СЌС„фективный механизм контроля использования банками финансового рычага, применяемый РІ РґРѕРїРѕР»РЅРµРЅРёРµ Рє РѕСЃРЅРѕРІР°РЅРЅС‹Рј РЅР° СЂРёСЃРєРµ требованиям Рє РєР°РїРёС‚алу. Требования Рє РѕРіСЂР°РЅРёС‡РµРЅРёСЋ левереджа были введены странами, являющимися участниками БКБН, СЃ 1 СЏРЅРІР°СЂСЏ 2018 РіРѕРґР°. Показатель финансового рычага рассчитывается как СЃРѕРѕС‚ношение капитала первого СѓСЂРѕРІРЅСЏ Рё Р°РєС‚РёРІРѕРІ (СЃСѓРјРјР° активов РЅР° Р±Р°Р»Р°РЅСЃРµ, вложений РІ РџР¤Р˜, операций финансирования ценными бумагами Рё Р·Р°Р±Р°Р»Р°РЅСЃРѕРІС‹С… счетов).

Показатель левереджа разработан БКБН как СЃС‚атический показатель, однако теоретически РѕРЅ РјРѕР¶РµС‚ использоваться Рё РєР°Рє РјР°РєСЂРѕРїСЂСѓРґРµРЅС†РёР°Р»СЊРЅС‹Р№ инструмент РЅР° РґРёРЅР°РјРёС‡РµСЃРєРѕР№ РѕСЃРЅРѕРІРµ. Р’ С‡Р°СЃС‚ности, такое предложение выдвинул Банк Англии.

3. Макропруденциальные инструменты, направленные РЅР° РѕРіСЂР°РЅРёС‡РµРЅРёРµ секторальных дисбалансов

Если РІ РїРµСЂРёРѕРґС‹ возрастания системного СЂРёСЃРєР° РІРѕ РІСЃРµР№ финансовой системе имеет смысл применять агрегированные инструменты, воздействующие РЅР° С„инансовую систему РІ С†РµР»РѕРј, то РёСЃРїРѕР»СЊР·РѕРІР°РЅРёРµ секторальных инструментов целесообразно РїСЂРё СЂРѕСЃС‚Рµ СЂРёСЃРєРѕРІ РІ РѕС‚дельном сегменте. Секторальные макропруденциальные инструменты используются для СѓРїСЂР°РІР»РµРЅРёСЏ РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј рисками кредитования, воздействуя РЅР° СЃРїСЂРѕСЃ Рё РїСЂРµРґР»РѕР¶РµРЅРёРµ (например, введение ограничений РЅР° РёРїРѕС‚ечные займы, секторальные требования Рє РґРѕСЃС‚аточности капитала). Инструменты такого СЂРѕРґР° РјРѕРіСѓС‚ воздействовать РЅР° РѕРїСЂРµРґРµР»РµРЅРЅС‹Рµ категории займов, РіСЂСѓРїРїС‹ заемщиков, касаться объектов собственности РІ РѕС‚дельном «РїРµСЂРµРіСЂРµС‚РѕРј» регионе либо кредитов, выданных РІ РѕРїСЂРµРґРµР»РµРЅРЅС‹С… валютах. Такие инструменты РјРѕРіСѓС‚ применяться обособленно или РєРѕРјР±РёРЅРёСЂРѕРІР°РЅРЅРѕ.

Показатели LTV Рё DSTI традиционно применялись для РѕРіСЂР°РЅРёС‡РµРЅРёСЏ СЂРёСЃРєРѕРІ РІ РёРїРѕС‚ечном кредитовании. РњРЅРѕРіРёРµ примеры подтверждают, что РІС‹СЃРѕРєРёР№ средний уровень LTV снижает стабильность РІ РёРїРѕС‚ечном сегменте. Конкретные механизмы применения показателей различаются РїРѕ СЃС‚ранам Рё РјРѕРіСѓС‚ включать запрет РЅР° РїСЂРµРґРѕСЃС‚авление кредитов СЃ РѕРїСЂРµРґРµР»РµРЅРЅС‹Рј уровнем LTV/DSTI, повышенные коэффициенты СЂРёСЃРєР° (надбавки Рє РєРѕСЌС„фициентам СЂРёСЃРєР°) РїРѕ РєСЂРµРґРёС‚ам начиная СЃ РѕРїСЂРµРґРµР»РµРЅРЅРѕРіРѕ СѓСЂРѕРІРЅСЏ LTV/DSTI, ограничение доли выдаваемых кредитов СЃ РѕРїСЂРµРґРµР»РµРЅРЅС‹Рј уровнем LTV/DSTI. Меры РїРѕ РѕРіСЂР°РЅРёС‡РµРЅРёСЋ LTV/DSTI благоприятно влияют РЅР° СЃС‚андарты кредитования, способствуя тем СЃР°РјС‹Рј большей устойчивости финансовых институтов. Применение ограничений для РїРѕРєР°Р·Р°С‚елей LTV Рё DSTI способствует уменьшению количества случаев дефолта/распродажи имущества заемщиков, РєРѕРіРґР° ситуация ухудшается.

РџРѕРјРёРјРѕ РјРµСЂ, основанных РЅР° LTV Рё DSTI, распространены макропруденциальные меры, направленные РЅР° РѕРіСЂР°РЅРёС‡РµРЅРёРµ рискованных РІРёРґРѕРІ ипотечных кредитов: РІ РёРЅРѕСЃС‚ранной валюте, кредитов без РїСЂРµРґРѕСЃС‚авления полного перечня документов. Установление повышенных требований Рє РєР°РїРёС‚алу для СЂРёСЃРєРѕРІР°РЅРЅС‹С… РІРёРґРѕРІ ипотеки повышает устойчивость работающих РІ С‚аких секторах финансовых институтов, поскольку формируются дополнительные буферы, РїСЂРё СЌС‚РѕРј РїРѕ-разному оценивается влияние таких мер РЅР° РєСЂРµРґРёС‚ный СЂРѕСЃС‚.

Р’ СЃС‚ранах СЃ СЂР°Р·РІРёС‚ыми рынками подавляющая часть рынка потребительского кредитования приходится РЅР° РёРїРѕС‚еку, однако РІ СЃС‚ранах СЃ С„ормирующимися рынками заметная доля приходится РЅР° РЅРµРѕР±РµСЃРїРµС‡РµРЅРЅС‹Рµ кредиты, Рё РµСЃС‚СЊ примеры макропруденциального регулирования РІ СЌС‚РѕРј сегменте. Секторальные инструменты, используемые странами, включают повышенные коэффициенты СЂРёСЃРєР° или РїРѕРІС‹С€РµРЅРЅС‹Рµ СѓСЂРѕРІРЅРё резервов, ограничения РїРѕ РєРѕСЌС„фициентам DSTI были введены РІ РѕС‚ношении РЅРµ С‚олько ипотечных кредитов, РЅРѕ Рё СЃРѕРІРѕРєСѓРїРЅРѕРіРѕ долга заемщика.

Р’ СЂСЏРґРµ случаев секторальные инструменты применялись для СЃРґРµСЂР¶РёРІР°РЅРёСЏ СЂРёСЃРєРѕРІ РЅР° СЂС‹РЅРєРµ корпоративного кредитования. Как РїСЂР°РІРёР»Рѕ, озабоченность регуляторов вызывает кредитование РІ РёРЅРѕСЃС‚ранной валюте либо чрезмерный СЂРѕСЃС‚ РІ СЃРµРіРјРµРЅС‚Рµ коммерческой недвижимости. Инструменты, которые РјРѕРіСѓС‚ быть рекомендованы для СЃРЅРёР¶РµРЅРёСЏ СЂРёСЃРєРѕРІ, связанных СЃ СЂР°СЃС€РёСЂРµРЅРёРµРј корпоративного кредитования РІ РёРЅРѕСЃС‚ранной валюте, включают коэффициенты СЂРёСЃРєР° Рё Р»РёРјРёС‚С‹ РїРѕ РѕРїРµСЂР°С†РёСЏРј, подразумевающим валютный СЂРёСЃРє. Р’ РёРґРµР°Р»Рµ эти РёРЅСЃС‚рументы должны применяться только Рє РІР°Р»СЋС‚ным рискам корпоративных заемщиков, РЅРµ РѕСЃСѓС‰РµСЃС‚вляющих хеджирование, потому что РґР»СЏ Р·Р°С…еджированных заемщиков валютный СЂРёСЃРє РЅРµ РїСЂРµРґСЃС‚авляет СѓРіСЂРѕР·С‹. Тем РЅРµ РјРµРЅРµРµ, РєРѕРіРґР° внедрить необходимые меры РїРѕ РєР°Р¶РґРѕРјСѓ кредиту для СЂРµРіСѓР»СЏС‚РѕСЂР° оказывается затруднительным, РњР’Р¤ РїСЂРµРґР»Р°РіР°РµС‚ рассмотреть меры, которые применяются как Рє РєРѕРјРїР°РЅРёСЏРј, осуществляющим хеджирование, так Рё Рє С‚ем, кто РЅРµ С…еджирует СЃРІРѕРё валютные СЂРёСЃРєРё. Р’ СЌС‚РѕРј случае РѕР±Р° РёРЅСЃС‚румента РјРѕРіСѓС‚ привести Рє РѕС‚казу РѕС‚ РєСЂРµРґРёС‚ования заемщиков, РЅРµ РёРјРµСЋС‰РёС… желания или РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕСЃС‚Рё хеджировать валютный СЂРёСЃРє, поскольку кредитование РІ РІР°Р»СЋС‚Рµ становится для Р±Р°РЅРєРѕРІ более дорогостоящим. Р’ С‚Рѕ Р¶Рµ РІСЂРµРјСЏ более жесткие требования РІ РѕС‚ношении РѕР±РѕРёС… инструментов РјРѕРіСѓС‚ привести Рє С‚РѕРјСѓ, что Р·Р°С…еджированные заемщики РЅРµ СЃРјРѕРіСѓС‚ получить валютный кредит. Для РѕС†РµРЅРєРё выгод Рё РїРѕС‚ерь требуются данные Рѕ РєРѕРјРїР°РЅРёСЏС…, которые имеют естественное хеджирование, Р° С‚акже РѕР± РѕС‚крытых валютных позициях. РљСЂРѕРјРµ того, РњР’Р¤ РїСЂРµРґСѓРїСЂРµР¶РґР°РµС‚ Рѕ СЂРёСЃРєР°С… снижения эффективности такой политики РІ СЂРµР·СѓР»СЊС‚ате роста внешнего долга корпоративного сектора.

Для СЃРµРіРјРµРЅС‚Р° кредитования коммерческой недвижимости характерны аналогичные СЂРёСЃРєРё, что Рё РґР»СЏ СЂС‹РЅРєР° кредитования жилой недвижимости, поэтому для РѕРіСЂР°РЅРёС‡РµРЅРёСЏ СЂРёСЃРєРѕРІ применяются СЃС…РѕР¶РёРµ инструменты — нормативы LTV Рё DSC (debt service coverage ratio — ограничение отношения платежей РїРѕ РєСЂРµРґРёС‚Сѓ Рє РѕРїРµСЂР°С†РёРѕРЅРЅРѕРјСѓ РґРѕС…РѕРґСѓ компании Р·Р° РѕРїСЂРµРґРµР»РµРЅРЅС‹Р№ период).

4. Инструменты РїРѕ СѓРїСЂР°РІР»РµРЅРёСЋ ликвидностью

РњР’Р¤ РІ СЂСЏРґРµ работ относит Рє РјР°РєСЂРѕРїСЂСѓРґРµРЅС†РёР°Р»СЊРЅС‹Рј инструментам нормативы ликвидности (РІ С‚РѕРј С‡РёСЃР»Рµ такие базельские показатели, как РЅРѕСЂРјР°С‚РёРІ краткосрочной ликвидности (LCR) Рё РЅРѕСЂРјР°С‚РёРІ структурной ликвидности (NSFR)), что, РЅР° РЅР°С€ РІР·РіР»СЏРґ, РЅРµ СЃРѕРІСЃРµРј корректно, поскольку эти РЅРѕСЂРјР°С‚РёРІС‹ РІ РїРµСЂРІСѓСЋ очередь РЅРѕСЃСЏС‚ пруденциальный характер. РћРґРЅР° РёР· РїСЂРёС‡РёРЅ такой классификации РњР’Р¤ — это С‚Рѕ, что РґРѕ РіР»РѕР±Р°Р»СЊРЅРѕРіРѕ финансового РєСЂРёР·РёСЃР° 2007–2009 РіРѕРґРѕРІ международных нормативов ликвидности РЅРµ Р±С‹Р»Рѕ, Рё РѕС‚дельные страны вводили аналогичные нормативы (требования РїРѕ РЅР°Р»РёС‡РёСЋ «Р±СѓС„ера» ликвидности, обеспечения стабильности финансирования) часто именно РІ С†РµР»СЏС… ограничения системного СЂРёСЃРєР°, РІ С‡Р°СЃС‚ности, чрезмерных несоответствий РїРѕ СЃСЂРѕРєР°Рј между активами Рё РѕР±СЏР·Р°С‚ельствами. Аналогичное соображение относится Рє РѕРіСЂР°РЅРёС‡РµРЅРёСЏРј РЅР° РѕС‚крытую валютную позицию, которые введены для РѕРіСЂР°РЅРёС‡РµРЅРёСЏ валютного СЂРёСЃРєР° отдельных банков, однако РІ СЂСЏРґРµ стран ужесточались РІ СЃР»СѓС‡Р°Рµ наличия системных СѓРіСЂРѕР·.

Меры, связанные СЃ РІР°Р»СЋС‚РЅРѕР№ ликвидностью, часто используются странами для РѕРіСЂР°РЅРёС‡РµРЅРёСЏ чрезмерного притока внешнего капитала РїРѕ РєР°РЅР°Р»Сѓ иностранных заимствований банков. РњРЅРѕРіРёРјРё странами РІ СЌС‚РёС… целях применяются дифференцированные резервные требования, традиционно относящиеся Рє РёРЅСЃС‚рументарию денежно-кредитной политики. Р’ СЌС‚РѕРј случае РѕРЅРё РґРёС„ференцированы РїРѕ РІР°Р»СЋС‚Рµ обязательств. Например, страны Восточной Европы активно применяли повышенные нормативы обязательных резервов для Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ С‡СЂРµР·РјРµСЂРЅС‹Рј притоком иностранного капитала РґРѕ РіР»РѕР±Р°Р»СЊРЅРѕРіРѕ финансового РєСЂРёР·РёСЃР° 2007–2009 РіРѕРґРѕРІ Также РњР’Р¤ РїСЂРµРґР»РѕР¶РµРЅ механизм СЃР±РѕСЂРѕРІ. Размеры таких СЃР±РѕСЂРѕРІ РјРѕРіСѓС‚ дифференцироваться РїРѕ СЃСЂРѕРєР°Рј либо видам валют, Рё РїРѕР»СѓС‡РµРЅРЅС‹Рµ РѕС‚ СЃР±РѕСЂРѕРІ средства РјРѕРіСѓС‚ быть аккумулированы РІ РѕР±С‰РµРј бюджете либо поступать РІ СЃРїРµС†РёР°Р»СЊРЅС‹Р№ фонд, предназначенный для РїСЂРµРґРѕСЃС‚авления дополнительной ликвидности РІ СЃС‚рессовые периоды. Р’ РєР°С‡РµСЃС‚РІРµ примера РјРѕР¶РЅРѕ привести опыт Республики Корея, которая РІ 2011 РіРѕРґСѓ ввела налог РЅР° РЅРµРѕСЃРЅРѕРІРЅС‹Рµ обязательства банков (РЅРµ СЏРІР»СЏСЋС‰РёРµСЃСЏ депозитами обязательства СЃРѕ СЃСЂРѕРєРѕРј погашения РґРѕ РѕРґРЅРѕРіРѕ РіРѕРґР°) РІ РёРЅРѕСЃС‚ранных валютах (так РЅР°Р·С‹РІР°РµРјС‹Р№ налог макропруденциальной стабильности).

5. Структурные инструменты

РћРґРЅРёРј РёР· РєР»СЋС‡РµРІС‹С… направлений реформ РЎР¤РЎ стала разработка дополнительных требований Рє СЃРёСЃС‚емно значимым финансовым институтам. Р’ РїРµСЂРІСѓСЋ очередь, были разработана методика определения Рё РјРµСЂС‹ РІ РѕС‚ношении глобальных системно значимых банков (далее — ГСЗБ, СЃРїРёСЃРѕРє ГСЗБ — G-SIB list — ежегодно публикуется СФС). Меры РІ РѕС‚ношении ГСЗБ предполагают дополнительные надбавки Рє РєР°РїРёС‚алу РІ СЂР°Р·РјРµСЂРµ РѕС‚ 1 РґРѕ 3,5% базового капитала первого СѓСЂРѕРІРЅСЏ РІ Р·Р°РІРёСЃРёРјРѕСЃС‚Рё РѕС‚ РёРЅС‚егрального показателя системной значимости 29 Р“РЎР—Р‘ Рё РІ РїРѕР»РЅРѕР№ степени вступают РІ СЃРёР»Сѓ СЃ 2019 РіРѕРґР°.

Отдельные страны требуют РѕС‚ СЃРІРѕРёС… РЎР—Р‘ поддерживать капитал РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ выше стандартов Базеля III.

Р’ 2015 РіРѕРґСѓ «Р“СЂСѓРїРїР° 20» одобрила предложения РїРѕ РІРЅРµРґСЂРµРЅРёСЋ стандарта общей способности поглощения убытков (TLAC) ГСЗБ. РџРѕРґ СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕСЃС‚СЊСЋ поглощать убытки понимается наличие дополнительных ресурсов РІ С„РѕСЂРјРµ капитала Рё РѕРїСЂРµРґРµР»РµРЅРЅС‹С… долговых инструментов, которые РјРѕРіСѓС‚ быть использованы для РїРѕРєСЂС‹С‚РёСЏ потерь РЅР° СЌС‚апе урегулирования несостоятельности финансового института. Уровень требований Рє СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕСЃС‚Рё финансовых институтов поглощать убытки определялся СЃ СѓС‡РµС‚РѕРј объемов средств, фактически потребовавшихся для СѓСЂРµРіСѓР»РёСЂРѕРІР°РЅРёСЏ обязательств РїСЂРё Р±Р°РЅРєСЂРѕС‚ствах крупных финансовых институтов. ГСЗБ, зарегистрированные РІ СЃС‚ранах СЃ СЂР°Р·РІРёС‚ыми рынками, исполняют минимальное требование TLAC РІ СЂР°Р·РјРµСЂРµ 16% РѕС‚ Р°РєС‚РёРІРѕРІ, взвешенных РїРѕ СЃС‚епени СЂРёСЃРєР° (далее — RWA) Рё 6% РѕС‚ Р·РЅР°РјРµРЅР°С‚еля коэффициента левереджа РІ СЂР°РјРєР°С… Базеля III СЃ 1 СЏРЅРІР°СЂСЏ 2019 РіРѕРґР°, Р° Р“РЎР—Р‘ стран СЃ С„ормирующимися рынками — СЃ 1 СЏРЅРІР°СЂСЏ 2025 РіРѕРґР°. Указанные требования Р±СѓРґСѓС‚ повышены РґРѕ 18 Рё 6,75% СЃ 2022 Рё 2028 РіРѕРґРѕРІ, соответственно, для Р“РЎР—Р‘ развитых стран Рё СЃС‚ран СЃ С„ормирующимися рынками.

6. Инструменты, нацеленные напрямую РЅР° РїРѕС‚ребителей финансовых услуг

Меры, воздействующие РЅР° СЂРµРіСѓР»РёСЂСѓРµРјС‹С… финансовых посредников, РЅРµ РІСЃРµРіРґР° эффективны РёР·-Р·Р° РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕР№ миграции кредитной активности Рё С‚рансграничных эффектов. Для СЂРµС€РµРЅРёСЏ этих проблем применяются меры, направленные РЅР° РїРѕС‚ребителей финансовых услуг. Р’ РЅРµРєРѕС‚орых странах для СЃРґРµСЂР¶РёРІР°РЅРёСЏ «РїСѓР·С‹СЂРµР№» РЅР° СЂС‹РЅРєР°С… недвижимости активно используются государственные пошлины Рё РЅР°Р»РѕРіРё РЅР° СѓРІРµР»РёС‡РµРЅРёРµ стоимости капитала. Применение таких инструментов может быть особенно полезным, РєРѕРіРґР° РѕРґРЅРѕР№ РёР· РїСЂРёС‡РёРЅ роста цен РЅР° Р¶РёР»СѓСЋ недвижимость является приток иностранного капитала.

Учитывая, что С‡Р°СЃС‚РѕР№ причиной неэффективности мер РїРѕ РѕРіСЂР°РЅРёС‡РµРЅРёСЋ валютного кредитования является СЂРѕСЃС‚ внешнего долга, интересен опыт Индонезии РїРѕ РјР°РєСЂРѕРїСЂСѓРґРµРЅС†РёР°Р»СЊРЅРѕРјСѓ регулированию иностранных заимствований корпоративного сектора. Банком Индонезии РІ 2014 РіРѕРґСѓ были введены следующие три С‚ребования:

  • Минимальная доля хеджированной валютной позиции должна составлять 20% РІ 2015 РіРѕРґСѓ Рё 30% РІ 2016 РіРѕРґСѓ. Хеджированию подлежит отрицательная разница между валютными активами Рё РѕР±СЏР·Р°С‚ельствами СЃРѕ СЃСЂРѕРєРѕРј погашения РґРѕ 6 РјРµСЃСЏС†РµРІ;
  • Минимальное требование Рє РїРѕРєР°Р·Р°С‚елю ликвидности (соотношение краткосрочных (РґРѕ С‚рех месяцев) валютных активов Рё РєСЂР°С‚косрочных валютных обязательств) РІ СЂР°Р·РјРµСЂРµ 50% РІ 2015 РіРѕРґСѓ, 70% — СЃ 2016 РіРѕРґР° РїРѕ РЅР°СЃС‚оящее время;
  • Требование Рє РєСЂРµРґРёС‚РЅРѕРјСѓ рейтингу компании, имеющие внешний долг, обязаны иметь рейтинг РЅРµ РјРµРЅРµРµ BB РёР»Рё СЌРєРІРёРІР°Р»РµРЅС‚ный рейтинг, присвоенный рейтинговыми агентствами Moody’s (Ba3), S& P (BB-), Fitch (BB-).  Начиная СЃ 2015 РіРѕРґР° компании обязаны представлять информацию Рѕ РІС‹РїРѕР»РЅРµРЅРёРё вышеуказанных требований РІ Р‘анк Индонезии РЅР° РµР¶РµРєРІР°СЂС‚альной РѕСЃРЅРѕРІРµ.

РњР’Р¤ С‚акже РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ пример Индии РїРѕ РѕРіСЂР°РЅРёС‡РµРЅРёСЋ внешних заимствований нефинансовых компаний. Резервный банк Индии ограничивает СЃСЂРѕРє Рё РїРѕР»РЅСѓСЋ стоимость кредитования (РІ С‡Р°СЃС‚ности, для РєСЂРµРґРёС‚Р° СЃРѕ СЃСЂРѕРєРѕРј погашения 3–5 лет — 6-месячный LIBOR + 300 Р±. Рї., для РєСЂРµРґРёС‚Р° СЃРѕ СЃСЂРѕРєРѕРј погашения 10 Р»РµС‚ — 6-месячный LIBOR + 500 Р±. Рї., кредиты РЅР° СЃСЂРѕРє менее трех лет Р·Р°РїСЂРµС‰РµРЅС‹). Директива устанавливает перечень компаний, которым разрешено привлекать внешние долги, цели кредитования, требования Рє С…еджированию валютных СЂРёСЃРєРѕРІ. РџРѕ РјРЅРµРЅРёСЋ РњР’Р¤, примененные меры способствовали формированию сбалансированного РїРѕ СЃСЂРѕРєР°Рј профиля внешних заимствований.

Ответственное структурное подразделение: Департамент финансовой стабильности
Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 13.07.2023