• 107016, РњРѕСЃРєРІР°, СѓР». Неглинная, Рґ. 12, Рє. Р’, Банк Р РѕСЃСЃРёРё
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров 13 декабря 2019 года

13 декабря 2019 года
Выступление
Поделиться

Сегодня Совет директоров решил снизить ключевую ставку на 25 базисных пунктов, до 6,25% годовых.

Мы будем оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки в первом полугодии 2020 года.

Остановлюсь подробно на основных факторах принятого решения.

Первое. Годовая инфляция продолжает замедляться быстрее, чем РјС‹ ожидали. РњС‹ уточнили РїСЂРѕРіРЅРѕР· инфляции РЅР° конец этого РіРѕРґР° РґРѕ 2,9–3,2%. РџСЂРё этом средняя инфляция Р·Р° 2019 РіРѕРґ составит 4,5%, что отражает высокий темп роста цен РІ конце 2018 – первые месяцы 2019 РіРѕРґР°.

Причины значительного замедления инфляции РІРѕ втором полугодии – совместное действие комплекса дезинфляционных факторов, как временных, так Рё более устойчивых. Среди этих факторов – увеличение предложения отдельных продовольственных товаров РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ высоким урожаем. Также СЂРѕСЃС‚ цен РЅР° импортные товары РїРѕ-прежнему ограничивается укреплением рубля Рё замедлением инфляции РІ странах – торговых партнерах Р РѕСЃСЃРёРё. Наряду СЃ этим более устойчивым фактором является сдержанный СЃРїСЂРѕСЃ – Рё внешний, Рё внутренний. Соотношение временных Рё постоянных факторов еще предстоит оценить.

РќРёР·РєРѕРµ инфляционное давление отражается РІ большинстве индикаторов, которые РјС‹ анализируем. Годовая базовая инфляция снижается РІ той Р¶Рµ мере, что Рё общий индекс потребительских цен. Р’ РЅРѕСЏР±СЂРµ Рё тот, Рё РґСЂСѓРіРѕР№ показатель составил 3,5%. Месячный СЂРѕСЃС‚ цен СЃ поправкой РЅР° сезонность СЃ РёСЋРЅСЏ находится РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ около 0,2%. РџРѕ продовольственным товарам этот показатель РІ октябре–РЅРѕСЏР±СЂРµ сложился еще РЅРёР¶Рµ. Если перевести эти месячные показатели РІ РіРѕРґРѕРІРѕРµ (или аннуализированное) выражение, то РІСЃРµ РѕРЅРё складываются РЅРёР¶Рµ 4%.

Впрочем, если посмотреть РЅР° основные товарные РіСЂСѓРїРїС‹, РІ то время как годовая инфляция РЅР° продовольственном Рё непродовольственном рынках продолжает снижаться, РіРѕРґРѕРІРѕР№ СЂРѕСЃС‚ цен РІ сфере услуг РІ РЅРѕСЏР±СЂРµ немного ускорился – РґРѕ 3,9%. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј это произошло Р·Р° счет сегмента рыночных услуг, что может быть РѕРґРЅРёРј РёР· ранних признаков РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРіРѕ оживления СЃРїСЂРѕСЃР°. РќР° улучшение потребительских настроений указывают Рё данные РѕРїСЂРѕСЃРѕРІ.

Что касается следующего РіРѕРґР°, то РІ I квартале РјС‹ прогнозируем инфляцию РЅРёР¶Рµ 3%. Это временное понижение. РћРЅРѕ ожидаемо Рё будет связано СЃ выходом эффекта НДС РёР· расчета РіРѕРґРѕРІРѕР№ инфляции. Р’Рѕ втором полугодии инфляция будет возвращаться Рє СѓСЂРѕРІРЅСЏРј вблизи 4%. Этому будет способствовать то смягчение денежно-кредитной политики, которое Банк Р РѕСЃСЃРёРё осуществил РІ этом РіРѕРґСѓ.  Р’ очередной раз подчеркну: воздействие мер денежно-кредитной политики РЅР° СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ Рё инфляцию РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ постепенно. Накопленный эффект СѓР¶Рµ принятых решений РїРѕ ключевой ставке будет проявляться РІ течение всего 2020 РіРѕРґР°. Поэтому может потребоваться время для оценки целесообразности дальнейшего снижения ключевой ставки.

РЎ учетом принятых решений РїРѕ ключевой ставке Рё прочих предпосылок нашего базового РїСЂРѕРіРЅРѕР·Р° РјС‹ ожидаем инфляцию РІ интервале 3,5–4,0% РїРѕ итогам 2020 РіРѕРґР°. Р’ дальнейшем СЃ учетом РїСЂРѕРІРѕРґРёРјРѕР№ денежно-кредитной политики РѕРЅР° будет находиться вблизи 4%.

Второе. Инфляционные ожидания населения снижаются, РЅРѕ РїРѕРєР° остаются выше минимальных значений апреля 2018 РіРѕРґР°. РџСЂРё этом восприятие инфляции населением постепенно меняется. РњС‹ РІРёРґРёРј, что инфляционные ожидания сейчас формируются РЅР° более РЅРёР·РєРѕРј СѓСЂРѕРІРЅРµ, чем РїСЂРё сопоставимой динамике цен РІ конце 2017 – начале 2018 РіРѕРґР°. Это РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј связано СЃ тем, что РІ последние РіРѕРґС‹ инфляция РІ среднем складывается существенно РЅРёР¶Рµ, чем это было ранее. Сократился Рё размах колебаний инфляции. Р’ то Р¶Рµ время инфляционные ожидания РїРѕРєР° РїРѕ-прежнему чувствительны Рє изменениям цен РЅР° отдельные товары, Рє разовым событиям. Р’ своей политике РјС‹ учитываем то, что для полноценного заякоривания инфляционных ожиданий требуется дополнительное время.

Ценовые ожидания предприятий снизились в первом полугодии, в последние месяцы они остаются в целом неизменными. Инфляционные ожидания аналитиков и профессиональных участников рынка на среднесрочном горизонте находятся вблизи 4%.

Третье. Денежно-кредитные условия смягчаются, и этот процесс продолжится, прежде всего под влиянием ранее принятых решений по ключевой ставке.

Доходности ОФЗ после октябрьского решения находятся на минимальных уровнях последних лет. Ставки на депозитно-кредитном рынке снижаются. Отдельно отмечу, что средняя ставка по ипотечным жилищным кредитам, выданным в октябре, снизилась до 9,4% годовых по сравнению с 10,6% в мае. При этом реальные ставки по депозитам остаются положительными с учетом прогноза инфляции, что поддерживает привлекательность сбережений.

По нашим оценкам, пока сохраняется некоторый потенциал дальнейшего снижения кредитных ставок. Мы будем оценивать, как происходит дальнейшая подстройка денежно-кредитных условий: как постепенно изменяются процентные ставки на разных сегментах рынка, как изменяются денежно-кредитные показатели, как это будет отражаться далее на экономических показателях и динамике цен. Это продолжительный, постепенный процесс. От того, как этот процесс развивается, насколько он будет соответствовать нашим прогнозам, будут зависеть и наши дальнейшие действия по денежно-кредитной политике.

Важнейший фактор, который РјС‹ рассматривали сегодня, – это ситуация РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. РњС‹ ожидаем, что темпы роста Р’Р’Рџ РІ этом РіРѕРґСѓ сложатся ближе Рє верхней границе нашего РїСЂРѕРіРЅРѕР·РЅРѕРіРѕ интервала 0,8–1,3%.

По итогам III квартала темпы роста экономики ускорились до 1,7%. Продолжается рост выпуска в промышленности. В октябре после длительного периода замедления увеличился годовой темп роста оборота розничной торговли. Этому способствовало ускорение роста реальных зарплат, что во многом происходит благодаря замедлению инфляции при сравнительно неизменных темпах роста номинальных зарплат.

Начиная с сентября заметно активизировалось инвестирование бюджетных средств по национальным проектам. Во втором полугодии государственные инвестиции начали оказывать поддержку экономическому росту.

Р’ то Р¶Рµ время устойчивость более высоких темпов экономического роста нам еще предстоит оценить. РЎРїСЂРѕСЃ РІ целом остается сдержанным. Различные индикаторы инвестиционной активности Рё деловых настроений демонстрируют разнонаправленную динамику. Р’ частности, РІ промышленности остаются РЅРёР·РєРёРјРё ожидания относительно новых заказов, особенно экспортных. Это является отражением замедления роста РјРёСЂРѕРІРѕР№ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, сохраняющихся противоречий РІ РјРёСЂРѕРІРѕР№ торговле, геополитических СЂРёСЃРєРѕРІ. Р’СЃРµ это – сдерживающие факторы для роста нашей СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё.

Что касается взгляда РЅР° трехлетнюю перспективу, здесь наши РїСЂРѕРіРЅРѕР·С‹ СЃ октября РІ целом РЅРµ изменились. РњС‹ ожидаем постепенного ускорения темпов прироста Р’Р’Рџ – РґРѕ 1,5–2,0% РІ 2020 РіРѕРґСѓ Рё РґРѕ 2–3% РІ 2022 РіРѕРґСѓ. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ вклад РІ повышение темпов роста должна внести успешная реализация национальных проектов. Это поддержит внутренний СЃРїСЂРѕСЃ, РІ то время как внешние условия остаются фактором неопределенности РїСЂРѕРіРЅРѕР·Р°.

Относительно цен РЅР° нефть. РќР° прошлой неделе страны ОПЕК+ договорились Рѕ дополнительном ограничении добычи РЅР° период РґРѕ конца марта 2020 РіРѕРґР°. РџРѕРєР° РјС‹ сохраняем консервативную предпосылку РїРѕ ценам РЅР° нефть РІ РїСЂРѕРіРЅРѕР·Рµ: РёС… снижение РґРѕ 55 долларов РЎРЁРђ Р·Р° баррель РІ 2020 РіРѕРґСѓ Рё РґРѕ 50 долларов РЎРЁРђ – РІ 2021 РіРѕРґСѓ Рё далее. РњС‹ будем уточнять этот взгляд РёСЃС…РѕРґСЏ РІ том числе РёР· дальнейшего развития договоренностей ОПЕК+ Рё РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃРїСЂРѕСЃР° РЅР° энергоносители.

Что касается платежного баланса, то СЃ учетом фактических данных РјС‹ незначительно уточнили некоторые показатели этого РіРѕРґР°. Напомню, что РЅР° РїСЂРѕРіРЅРѕР·РЅРѕРј горизонте сальдо текущего счета будет постепенно сокращаться, оставаясь устойчиво положительным, – приблизительно РґРѕ 3% Р’Р’Рџ РІ 2020 РіРѕРґСѓ Рё РґРѕ 1–2% Р’Р’Рџ РІ 2021 РіРѕРґСѓ. Это связано СЃ динамикой цен РЅР° нефть Рё внешнего СЃРїСЂРѕСЃР°. Сальдо финансового счета РїРѕ частному сектору снизится РґРѕ примерно 1% Р’Р’Рџ РІ 2020–2022 годах.

При принятии решений мы, как всегда, учитывали и риски. Сейчас мы много говорим о дезинфляционных факторах, они действительно пока преобладают. Но есть и проинфляционные риски на прогнозном горизонте.

Р’Рѕ-первых, такие СЂРёСЃРєРё связаны СЃ внешними факторами – РІ том числе СЃ РјРёСЂРѕРІРѕР№ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕР№ Рё глобальными финансовыми рынками.

Во-вторых, сложно оценить, в какой именно мере замедление инфляции на продовольственном рынке связано с временными факторами, произойдет ли и когда разворот в динамике продовольственных цен и насколько значительным может быть их компенсирующее движение с текущей низкой базы.

В-третьих, как мы отметили, кумулятивный эффект от пяти снижений ключевой ставки будет растянутым во времени и потребуется время, чтобы его оценить.

В части бюджетной политики ситуация представляется сбалансированной с точки зрения влияния на инфляцию в 2020 году, учитывая, что бюджетные расходы, включая финансирование национальных проектов, будут иметь распределенный во времени характер.

Напомню, что следующее заседание Совета директоров РїРѕ ключевой ставке будет опорным, как Рё сегодняшнее. Это связано СЃ изменением графика заседаний Совета директоров РїРѕ ключевой ставке. РќР° следующем заседании РјС‹ планируем подвести итоги 2019 РіРѕРґР°. РЈ нас РІ распоряжении СѓР¶Рµ Р±СѓРґСѓС‚ детальные данные Р·Р° III квартал РїРѕ Р’Р’Рџ, предварительные данные Р·Р° весь 2019 РіРѕРґ РїРѕ платежному балансу, Р° также – оперативная экономическая статистика Р·Р° декабрь, первые данные РїРѕ инфляции Р·Р° январь. РќР° РѕСЃРЅРѕРІРµ этой информации РјС‹ РѕР±РЅРѕРІРёРј среднесрочный РїСЂРѕРіРЅРѕР·.

И РІ завершение хотелось Р±С‹ еще раз вернуться Рє сигналу Рѕ наших будущих действиях. РњС‹ сегодня сказали, что будем оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки РІ течение первого полугодия 2020 РіРѕРґР°. Учитывая, что РІ предыдущие РґРІР° раза после похожего сигнала РјС‹ снижали ключевую ставку СѓР¶Рµ РЅР° следующем заседании – Рё РІ октябре, Рё сегодня, – предвосхищая уточняющие РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, отмечу. Эта формулировка означает, что РјС‹ РїРѕ-прежнему РІРёРґРёРј пространство для некоторого снижения ключевой ставки, РЅРѕ Рё РІ феврале, Рё РЅР° последующих заседаниях РјС‹ РІ очередной раз будем всесторонне оценивать оправданность Рё своевременность такого шага РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· всего комплекса новых данных, которые Рє тому времени получим. Наш сигнал РЅРµ предполагает неизбежности снижения ставки РЅРё РІ феврале, РЅРё даже РІ первом полугодии. Дальнейшее снижение ставки станет возможным лишь РІ том случае, если наш анализ подтвердит, что это необходимо для возвращения инфляции Рє цели Банка Р РѕСЃСЃРёРё вблизи 4%.

Сессия вопросов и ответов для СМИ

ВОПРОС (агентство ТАСС):

Эльвира Сахипзадовна, недавно Минфин сообщил, что обсуждается с ЦБ возможность сокращения отложенных покупок валюты. Хотелось бы позицию ЦБ по этому вопросу услышать. Спасибо.

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Действительно, обсуждается РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, как РІ том числе инвестирование (ликвидной части – ред.) средств ФНБ выше СѓСЂРѕРІРЅСЏ 7% Р’Р’Рџ будет происходить, потому что РІ это время Минфин будет осуществлять соответственно продажу валюты. РњС‹ обсуждали этот РІРѕРїСЂРѕСЃ, РЅРѕ, РЅР° наш взгляд, какой-то автоматический неттинг или взаимозачет наших отложенных РїРѕРєСѓРїРѕРє СЃ такими расходами Минфина – РІСЂСЏРґ ли это РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ.

Потому что наши отложенные покупки абсолютно равномерны, мы объявили их временной горизонт. Расходы Минфина, скорее всего, не будут такими равномерными, и нам пока непонятен временной горизонт.

Поэтому говорить о том, что здесь будет какой-то механизм неттинга, на наш взгляд, вряд ли это возможно.

ВОПРОС (агентство ТАСС):

Ранее сообщалось, что ЦБ обсуждает возможность публикации прогноза по ключевой ставке. Сохраняются ли такие планы? И когда они могут быть реализованы? Спасибо.

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Р’С‹ знаете, РјС‹ РІСЃРµ время обсуждаем этот РІРѕРїСЂРѕСЃ. Действительно РѕРЅ возникает РІСЃРµ время, постоянно. Есть плюсы Рё РјРёРЅСѓСЃС‹. Плюс – РѕРЅ очевидный, СЏ РЅРµ Р±СѓРґСѓ называть РІСЃРµ. Субъектам экономической деятельности это кажется более предсказуемой денежно-кредитной политикой.

РќРѕ есть Рё РјРёРЅСѓСЃС‹. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ РёР· РЅРёС… – РєРѕРіРґР° РјС‹ публикуем СЃРІРѕРё РїСЂРѕРіРЅРѕР·С‹, значительным числом участников финансового рынка это может восприниматься как обязательство. И, РЅР° наш взгляд, если это будет восприниматься как обязательство, это может иметь Рё негативные последствия для СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, РєРѕРіРґР° субъекты экономической деятельности слишком Р±СѓРґСѓС‚ полагаться РЅР° то, что потом РЅРµ реализуется.

Поэтому мы сейчас, как и прежде, оцениваем, что минусы преобладают над плюсами. Безусловно, будем продолжать этот анализ, со временем оценка может измениться, хотя пока не знаю, насколько она изменится. Тем более что такие прогнозы ключевой ставки публикует не большинство, публикуют некоторые страны, и очень многие отмечают те же минусы, что и мы.

Но, тем не менее, мы, конечно, хотим быть более предсказуемыми для участников рынка и видим в этом абсолютный позитивный эффект, если участники рынка лучше понимают нашу политику и для них меньше сюрпризов.

Р’С‹ знаете, также обсуждалось то, чтобы публиковать протоколы. Нам ставили РІРѕРїСЂРѕСЃ – публиковать протоколы. РўРѕР¶Рµ обсуждали этот РІРѕРїСЂРѕСЃ. РќРѕ надо сказать, что РјС‹, например, публикуем более подробные пресс-релизы, чем центральные банки тех стран, которые публикуют протоколы. Причем публикация этих более подробных пресс-релизов РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ буквально сразу, Р° протоколы публикуются СЃ лагом РІРѕ времени.

Плюс к этому мы специально, вы знаете, перенесли публикацию наших докладов о денежно-кредитной политике, они уже публикуются через неделю после обсуждения. По сути дела они отражают содержание обсуждения, которое происходит на Совете директоров. Поэтому во многом мы более подробным пресс-релизом и публикацией доклада решаем задачу дать больше информации о том, какая была логика при принятии решений, сделать свою деятельность более прозрачной. Мы в этом заинтересованы.

Р’РћРџР РћРЎ (агентство «Р Р˜Рђ Новости»):

Эльвира Сахипзадовна, Сѓ меня несколько РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ. Р’ релизе есть такая фраза, что реализованное смягчение денежно-кредитной политики может оказать более существенное повышательное влияние РЅР° инфляцию, чем оценивает Банк Р РѕСЃСЃРёРё. Хотелось Р±С‹ поподробнее. Речь идет Рѕ пяти снижениях 2019 РіРѕРґР° РЅР° 1,5 процентного пункта, РґР°?  И РІСЃРµ-таки – есть ли оценка, какое влияние может оказать РЅР° инфляцию?

И следующий вопрос. С чем в Банке России связывают нынешнее укрепление рубля?

И также я еще хотела спросить про темпы развития ипотеки. Аналитики уже после сегодняшнего решения по ключевой ставке успели разослать свои обзоры, где сказали о том, что нынешнее снижение ключевой ставки может дать разгон ипотеки, и темпы роста в 2020 году могут достигнуть 25%. Согласны ли в ЦБ с таким прогнозом?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Что касается кумулятивного эффекта пяти смягчений денежно-кредитной политики, которые РјС‹ провели РІ этом РіРѕРґСѓ, – действительно, нам его надо оценить. И такой кумулятивный эффект будет продолжаться РІРѕ времени, потому что РјС‹ оцениваем, что такой кумулятивный эффект наших решений РїРѕ денежно-кредитной политике, трансмиссия работает РѕС‚ 3 РґРѕ 6 кварталов. Конечно, РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј эффект переносится РЅР° СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ, РЅР° цены РІ течение РіРѕРґР°.

Так как Сѓ нас было несколько решений – будет кумулятивный эффект. И будет приспособление СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, экономических показателей Рє этим решениям. Это смягчающее воздействие, это воздействие, которое направлено РЅР° смягчение денежно-кредитных условий. Это РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚. Просто, РЅР° наш взгляд, РѕРЅРѕ еще РЅРµ завершилось Рё будет происходить. И РјС‹ это влияние будем оценивать.

Далее. Что касается укрепления рубля. Прежде всего у нас цены на нефть были достаточно стабильными, и был приток капитала в экономику, прежде всего по этому направлению это происходило.

И что касается темпов развития ипотеки, РѕРЅРё действительно высокие, высокими Р±СѓРґСѓС‚ оставаться, РЅР° наш взгляд. Потенциал роста ипотеки есть. Последние данные РїРѕ ипотеке: ставка РїРѕ ипотеке – 9,4%. Если говорить формально, это исторически РЅРёР·РєРёР№ уровень. РЈ нас предыдущий РјРёРЅРёРјСѓРј был 9,41% (РІ октябре 2018 Рі. – ред.), Р° это данные Рє началу РЅРѕСЏР±СЂСЏ. РњС‹ думаем, что РІ декабре, наверное, ставка будет еще РЅРёР¶Рµ. И РІРёРґРёРј потенциал снижения ставки РґРѕ 7–8%.

Темпы роста ипотеки Р±СѓРґСѓС‚ достаточно высокими. Наша оценка, РјС‹ ее РїРѕРєР° РЅРµ пересматривали, РЅР° следующий РіРѕРґ – около 20%. Сейчас темпы роста – 17%. Для нас очень важно сохранение высокого качества ипотечных кредитов. Поэтому РјС‹ СЃ рынком обсуждаем РІ том числе Рё введение показателя долговой нагрузки РїСЂРё выдаче ипотечных кредитов.

Р’РћРџР РћРЎ (агентство «Р˜РЅС‚ерфакс»):

Я хотела бы вернуться к сигналу. Означает ли формулировка в пресс- релизе о том, что вы будете оценивать целесообразность снижения ставки в первом полугодии, и из ваших слов, что не следует ждать автоматического снижения ставки на ближайших заседаниях, что вероятность паузы в течение первого полугодия повысилась? Это первый вопрос.

Второй РІРѕРїСЂРѕСЃ. Минфин подготовил поправки РІ бюджетный кодекс РѕР± инвестировании средств ФНБ свыше 7% Р’Р’Рџ. РЈ вас оценка, формулировка оценки этого фактора РІ пресс-релизе РЅРµ изменились, РЅРѕ СѓР¶Рµ появились данные.  РЎС‡РёС‚аете ли РІС‹, что есть СЂРёСЃРє РѕС‚ инвестирования этих средств, предоставления кредитов РґСЂСѓРіРёРј государствам?

И еще. Не видите ли вы возможных рисков от изменения валютной структуры ФНБ, ухода в другие валюты и возможное понижение доходности этих средств?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Наша формулировка Рѕ целесообразности (что РјС‹ будем рассматривать целесообразность снижения ключевой ставки) РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ том, что вероятность примерно такая Р¶Рµ, РЅРѕ РїРѕ времени это решение может быть принято РїРѕР·Р¶Рµ. Поэтому РјС‹ намеренно указали – РІ первом полугодии. Тем РЅРµ менее пространство сохраняется, РЅРѕ РєРѕРіРґР° это пространство будет использовано, будет зависеть РѕС‚ поступающих данных Рё РѕС‚ уточнения нами РїСЂРѕРіРЅРѕР·Р° развития ситуации.

Следующий РІРѕРїСЂРѕСЃ касается трат ФНБ. РњС‹ действительно, РІС‹ помните, выражали некоторую даже тревогу РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ неопределенности использования средств ФНБ, РєРѕРіРґР° ФНБ достигает определенного СѓСЂРѕРІРЅСЏ. РќРѕ то, что сейчас предложено РІ качестве решения, – СЃСѓРјРјР° РІ пределах 1 трлн рублей РЅР° три РіРѕРґР°, – если это будет равномерное инвестирование этих средств, РјС‹ РЅРµ РІРёРґРёРј никаких больших макроэкономических последствий. Детально сможем учесть, если Р±СѓРґСѓС‚ детальные параметры этого решения. РќРѕ РјС‹ РёСЃС…РѕРґРёРј РёР· того, что это будет РІСЃРµ-таки равномерно Рё РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ прозрачных принципов. РћР± этом заявляет Минфин. Поэтому РІ качестве такого СЂРёСЃРєР° РјС‹ перестали это упоминать Рё РёСЃС…РѕРґРёРј РёР· того, что будет принято сбалансированное решение.

Рћ выборе того, как Р±СѓРґСѓС‚ тратиться эти средства – внутри Р РѕСЃСЃРёРё или Р·Р° рубежом: это скорее может больше или меньше влиять РЅР° эффективность, РЅР° потенциальные темпы экономического роста РІ целом, РЅРѕ РЅР° макроэкономическую стабильность это РЅРµ повлияет, РІ таких объемах – точно.

Валютная структура ФНБ. Действительно, мы в качестве одного из факторов учитываем и валютную структуру ФНБ. Но вы знаете, о своих будущих действиях по управлению валютными активами мы воздерживаемся говорить.

Р’РћРџР РћРЎ (агентство «Р РµР№С‚ер»):

Скажите, пожалуйста, в октябре вы сообщали, что Банк России ожидает два снижения ставки ФРС США в следующем году. Как изменился ваш прогноз после последнего заседания ФРС США? И как изменилась, может быть, оценка уровня нейтральной ставки у нас в России?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Мы учли последние решения ФРС и на следующий год не ожидаем изменения ставки ФРС. Это заложено в нашем прогнозе.

Что касается РІРѕРїСЂРѕСЃР° РѕР± оценке СѓСЂРѕРІРЅСЏ нейтральной ставки, РјС‹ ее РЅРµ изменили. РњС‹ РёСЃС…РѕРґРёРј РёР· прежней оценки нейтральной ставки – диапазон нейтральной ставки 6–7% РІ номинальном выражении. Для того чтобы переоценивать этот диапазон нейтральной ставки, нам сейчас РЅРµ хватает данных.

Экономика пока очень короткое время живет в условиях нейтральной денежно-кредитной политики. Мы вступили в зону нейтральной денежно-кредитной политики, по нашей оценке, только в середине этого года. И нам нужно накопить данные по всем параметрам для того, чтобы понимать, насколько это действительно уровень нейтральности и такой диапазон ставки соответствует нашей цели 4%, и оценивать все эти факторы. Пока говорить об изменении, постановке задачи об изменении оценки нейтрального коридора преждевременно.

Р’РћРџР РћРЎ (информационно-аналитическое агентство «РЈСЂР°Р»Р‘изнесКонсалтинг», Екатеринбург; агентство РИАМО, Московская область; BankNN, РќРёР¶РЅРёР№ РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ):

Опасно ли для региональной экономики дальнейшее снижение инфляции? И какие факторы оказывают влияние на это снижение?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

РќРµ опасно. Наоборот, низкая инфляция способствует снижению ставок РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, доступности кредитов, повышению реальных РґРѕС…РѕРґРѕРІ населения. РќРѕ РїСЂРё этом РјС‹ считаем важным сохранять инфляцию РІ среднесрочном периоде РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ 4%.  Считаем, что это наиболее адекватный уровень для нашей СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё.

И действительно, Сѓ нас инфляция испытывает колебания, РѕРЅР° может уходить РЅРёР¶Рµ 4%, выше 4% РїРѕРґ воздействием разного СЂРѕРґР° факторов, чаще всего временных. Наша задача – возвращать ее Рє 4%. И РјС‹ имеем весь инструментарий для того, чтобы это сделать.

И вы помните, когда инфляция стала расти в прошлом году, а мы начинали прошлый год с низкой инфляцией, гораздо ниже, чем сейчас: инфляция была 2,2%, и до конца года, я напомню, она выросла до 4,3%. В первом полугодии этого года был пик 5,3% в связи с понятными обстоятельствами, в том числе из-за повышения НДС. Но у нас есть все инструменты для того, чтобы ее возвращать к цели, к 4% вне зависимости от того, выше она 4% или ниже 4%.

Но наши действия, конечно, зависят и от того, как мы оцениваем факторы, которые приводят к отклонению инфляции от цели. Если это временные факторы (они исчерпают свое воздействие через определенный промежуток времени), может и не быть необходимости действовать мерами денежно-кредитной политики. Если мы видим, что там постоянные факторы, мы принимаем меры денежно-кредитной политики.

Еще раз напомню, что вся наша политика настроена на то, чтобы возвращать инфляцию к цели по инфляции 4% и придерживаться этого уровня.

Р’РћРџР РћРЎ (газета «РљРѕРјРјРµСЂСЃР°РЅС‚СЉ»):

Два РІРѕРїСЂРѕСЃР°, если позволите. Где-то, наверное, СЃ конца лета РІ пресс-релизе Банка Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ ставкам фраза Рѕ том, что проинфляционные СЂРёСЃРєРё СЃРѕ стороны бюджетных расходов невысоки Рё что увеличение расходов будет, вероятно, иметь более распределенный характер РІРѕ времени, остается неизменной.  Обстоятельства меняются, поэтому смысл этого выражения автоматически меняется. РњРѕР¶РЅРѕ ли уточнить, что точно РІС‹ имеете РІ РІРёРґСѓ «РІ первом полугодии 2020 РіРѕРґР°»?

И второй вопрос. В совокупном слабом спросе причины слабого государственного спроса определены. А как они соотносятся со слабым частным спросом? И каковы ключевые факторы, с вашей точки зрения, слабого частного спроса?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Спасибо большое. Действительно, мы уже, наверное, повторяем некоторое время вот эту фразу про бюджетные расходы. Мы начали особое внимание уделять в пресс-релизе бюджетным расходам в связи с тем, что в уходящем году выявилась такая вот ярко выраженная неравномерность, может быть, даже более яркая, чем в предыдущие годы. У нас всегда неравномерные бюджетные расходы, мы это знаем, некоторую сезонность начали вычислять. Но в уходящем году были и обстоятельства, связанные с запуском национальных проектов. Понятно, что это требует подготовки, организационных действий. И эта неравномерность беспокоила в том числе, насколько одномоментно будут компенсированы те расходы, которые были недотрачены, так скажем, в первом полугодии.

Сейчас мы уже убеждаемся в том, что скорее всего, это будет происходить распределенно во времени, и рисков не видим. Но, наверное, если дополнительных рисков не возникнет, будем думать, отражать ли вообще эту тему дальше в пресс-релизах.

И второй вопрос про совокупный спрос. Кстати, он тоже был достаточно неравномерный: в первом полугодии достаточно низкий, во втором полугодии, мы видим, государственный спрос растет. И в целом во втором полугодии, на наш взгляд, бюджетные расходы имеют стимулирующий характер.

Частный СЃРїСЂРѕСЃ, потребительский СЃРїСЂРѕСЃ тоже начал расти. И РІ силу того, что низкая инфляция, Рё несмотря РЅР° то, что темпы роста потребительского кредитования – замедляются. РќРѕ РјС‹ РІРёРґРёРј РІ данных розничного оборота, что РѕРЅ начал понемножечку оживляться. РќРѕ частный инвестиционный СЃРїСЂРѕСЃ, конечно, очень РЅРёР·РєРёР№, слабый. Частные инвестиции продолжают сокращаться. РЇ думаю, что это отражение инвестиционного климата соответствующего Рё необходимости проведения структурных реформ. Потому что, безусловно, СЃРїСЂРѕСЃ РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ зависит РЅРµ только Рё РЅРµ столько РѕС‚ денежно-кредитной политики или бюджетной политики. РћРЅ РІ том числе зависит РѕС‚ таких параметров, как желание инвестировать РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ, РѕС‚ инвестиционного климата. И РјС‹ РІРёРґРёРј, что РїРѕ этим параметрам РїРѕРєР° СЃРїСЂРѕСЃ слабый.

Р’РћРџР РћРЎ (агентство «Р‘лумберг»):

Правильно ли СЏ понимаю, учитывая ваши слова Рѕ том, что РІС‹ учитываете неизменность ставки ФРС РІ следующем РіРѕРґСѓ, РІС‹ РЅРµ собираетесь менять нейтральный диапазон, Рё можете более продолжительный период времени оценивать целесообразность дальнейшего смягчения, что РІ следующем РіРѕРґСѓ 6% – это РјРёРЅРёРјСѓРј, что РјРѕР¶РЅРѕ ожидать РїРѕ итогам РіРѕРґР° РїРѕ ставке?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Вы предлагаете нам, естественно, как-то более ясно сказать о траектории ключевой ставки. Сейчас мы можем сказать еще раз о том, что мы видим потенциал снижения, пространство для снижения есть. И мы нижней границы нейтрального диапазона еще не достигли.

Поэтому потенциал есть. РљРѕРіРґР° РѕРЅ будет использован, действительно, будет зависеть РѕС‚ тех факторов, Рѕ которых СЏ сказала, РѕС‚ тех данных, которые поступают, РѕС‚ оценки нами эффектов, которые РјС‹ РїРѕРєР° РЅРµ можем оценить РІ силу отсутствия этих данных, особенно временные Рё постоянные факторы.  Если эти временные факторы, которые были дезинфляционными РІ значительной мере Рё обусловили снижение инфляции РЅРёР¶Рµ таргета, эти временные факторы перестанут действовать, то, соответственно, Рё реакция денежно-кредитной политики будет меньше.

Нам РЅСѓР¶РЅРѕ действительно оценить эти факторы. РќРѕ еще раз – пространство РїСЂРё этом РјС‹ РІРёРґРёРј для снижения. РљРѕРіРґР° РѕРЅРѕ будет использовано? Р­РєРѕРЅРѕРјРёРєР° развивается, Р¶РёР·РЅСЊ развивается, Рё РјС‹ будем ее оценивать. РњС‹ поэтому встречаемся так часто РЅР° Совете директоров Рё уточняем наши оценки.

Р’РћРџР РћРЎ (телерадиокомпания «РђСЂРёРі РЈСЃ», Улан-РЈРґСЌ; РБК-Ростов; газета «РЎРµРІРµСЂРЅР°СЏ Осетия»):

Вы сказали о возможном понижении в ближайшее время процентов по ипотеке. Какова вероятность этого?

Нас интересует прогноз ставок по кредитам и вкладам. Что с ними будет в связи с изменением ключевой ставки? Почему у нас ставки по кредитам одни из самых высоких в мире?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

РџРѕ ипотеке СЏ СѓР¶Рµ несколько ответила. Да, действительно, РІРёРґРёРј потенциал снижения ставки РїРѕ ипотеке РґРѕ 7–8%, считаем это реальным.

И в целом по ставкам в экономике. По депозитным и по кредитным мы прогнозируем, что будет происходить дальнейшее снижение этих ставок в силу того, что мы несколько раз снижали ключевую ставку. И это транслируется и в снижение разного рода ставок в экономике, прежде всего депозитно-кредитных.

Особенно подчеркну, что депозитные ставки РїРѕРєР° являются привлекательными для сбережения. Это тоже очень важно, потому что, РєРѕРіРґР° РјС‹ смотрим РЅР° ставки, РІСЃРµ хотят, чтобы ставки РїРѕ кредитам были РїРѕРЅРёР¶Рµ, Р° ставки РїРѕ депозитам – повыше. РќРѕ РѕРЅРё всегда должны быть как-то сбалансированы между СЃРѕР±РѕР№. И РјС‹ РІРёРґРёРј, что ставки РїРѕ кредитам делают кредиты более доступными, Р° ставки РїРѕ депозитам еще оставляют возможность иметь привлекательные формы сбережения.

Что касается самых высоких ставок в мире. Если смотреть в номинальном выражении, то, действительно, наши ставки кажутся высокими. Но если посмотреть в реальном выражении за вычетом инфляции, а во многих странах инфляция ниже и цель по инфляции ниже, то наши реальные ставки находятся где-то на том же уровне, как и в странах с развивающимися экономиками.

И мы видим, что, действительно, доступность кредита растет, доступность кредита уже не является одной из первых трех проблем для предприятий, в том числе для предприятий малого бизнеса.

Р’РћРџР РћРЎ (агентство «Р‘лумберг»):

Два вопроса или даже полтора. Первый, уже ставший традиционным, про ступор в нашей экономике. Люди плохо покупают, потому что у них денег не хватает. А Правительство не может потратить то, что собрало с людей, в том числе за счет повышения налогов. По прогнозам Счетной палаты, в этом году не будет потрачен 1 трлн рублей. Это прецедент, такого раньше не было.

Как вы считаете, что с этим делать? Ответ про структурные реформы не засчитывается, потому что раньше структурных реформ не было, а деньги тратили лучше во всяком случае. Может быть, не надо было налоги повышать, чтобы люди потратили эти деньги? И спрос был бы больше, и экономика была бы выше. А то как бы собрать собрали, а потратить не могут. Это первый вопрос.

Рђ второй – РѕРЅ больше РЅРѕРІРѕРіРѕРґРЅРёР№, СѓР¶Рµ предновогодний. Кристин Лагард, новый глава Европейского центрального банка, вчера, РєРѕРіРґР° ее спросили – кто РѕРЅР°? Есть такие метафоричные названия – «СЏСЃС‚ребы» Рё «РіРѕР»СѓР±Рё» – РЅР° финансовом рынке. РћРЅР° попросила называть ее мудрым существом – СЃРѕРІРѕР№. Рђ РІС‹, Эльвира Сахипзадовна, что Р·Р° птица? Спасибо.

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

На второй вопрос отвечу: не уверена, птица ли я вообще. А по первому вопросу я с вами абсолютно не согласна в том, что не надо засчитывать и не надо говорить о структурных реформах. Именно об этом и надо говорить, именно это основа для повышения потенциала экономики и устойчивая основа для повышения доходов населения.

Дело РІ том, что РјРЅРѕРіРёРµ РіРѕРґС‹, действительно, реальные РґРѕС…РѕРґС‹ населения поддерживались РІ том числе использованием нефтяной ренты РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. РњС‹ понимаем, что, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, полагаться только РЅР° высокие цены РЅР° нефть РІ обеспечении СѓСЂРѕРІРЅСЏ Р¶РёР·РЅРё – это РїРѕ крайней мере недальновидно, это РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє неустойчивости этих РґРѕС…РѕРґРѕРІ. Высокие цены – высокие РґРѕС…РѕРґС‹; РЅРёР·РєРёРµ цены – РјС‹ начинаем снижать или РґРѕС…РѕРґС‹ населения, или какие-то необходимые расходы – общественные, государственные.

Поэтому было введено бюджетное правило, которое нас учит жить в условиях, когда наш уровень жизни, наше экономическое развитие не зависит от уровня цен, от того, что они высокие.

Естественно, эти структурные реформы должны затрагивать и повышение качества управления на всех уровнях, для того чтобы наиболее эффективным способом расходовать эти средства. Ведь НДС был повышен для того, чтобы не просто увеличить расходы, а для того, чтобы расшить узкие места в экономике, которые, помимо и наряду со структурными реформами, позволят устойчиво повышать экономический рост.

Нам РЅСѓР¶РЅС‹ инвестиции РІ инфраструктуру. Это понятно. Потому что некоторые частные инвестиции РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚ делаться, если нет логистики РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, если невозможно довезти продукцию. Поэтому важна расшивка СѓР·РєРёС… мест РІ инфраструктуре – для этого РЅСѓР¶РЅС‹ бюджетные средства. Повышение качества услуг РІ образовании, РІ здравоохранении — новая СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° требует совершенно РїРѕ-РЅРѕРІРѕРјСѓ образованную рабочую силу, работников. Конечно, это траты абсолютно необходимые.

РњС‹ всегда подчеркивали СЃ макроэкономической точки зрения, что РѕРЅРё должны быть РЅРµ просто расходами, количеством потраченных денег, Р° должен быть эффект повышения потенциала роста. Потому что если потенциал РЅРµ будет расти, Р° РІ чем это будет выражаться? Р’ производительности труда – прежде всего. Если потенциал РЅРµ будет расти, это будет иметь просто проинфляционный эффект. Да, краткосрочное повышение темпов экономического роста, оттого что учли РІ Р’Р’Рџ потраченные деньги, Р° нам нужен реальный СЂРѕСЃС‚.

Поэтому я думаю, что эффективная реализация национальных проектов действительно способна привести к повышению темпов экономического роста, и мы закладываем это в своих прогнозах, в своем базовом прогнозе к концу нашего прогнозного периода, понимая, что это требует времени. Можно это сделать побыстрее или чуть медленнее, но это не мой уже вопрос.

Р’РћРџР РћРЎ (агентство «Р˜РЅС‚ерфакс»):

ЦБ регулярно принимает решения по антициклической надбавке и коэффициентам риска. Вот очередное должно быть в декабре. Антициклическая надбавка не меняется, а видите ли вы вероятность повышения коэффициентов риска, например, по тем же потребительским кредитам или, может быть, изменения по ипотеке?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

РџРѕ потребительским кредитам РјС‹ РїРѕРєР° РЅРµ РІРёРґРёРј необходимости повышения коэффициентов СЂРёСЃРєР°. РњС‹ РІРёРґРёРј, что те меры, которые РјС‹ приняли РЅРµ только РІ октябре, РЅРѕ Рё СЃ середины прошлого РіРѕРґР°, дают эффект. И сейчас потребительское кредитование замедляется темпами, которые РјС‹ ожидали. Безусловно, РјС‹ будем эту динамику отслеживать. Если РЅСѓР¶РЅРѕ будет что-то менять – готовы это делать Рё через повышение коэффициентов СЂРёСЃРєР°. И РІС‹ знаете, РјС‹ внесли предложение РІСЃРµ-таки ввести еще РѕРґРёРЅ инструмент макропруденциального регулирования РІ нашей стране. Это количественное ограничение, РїРѕ примеру РјРЅРѕРіРёС… стран, РЅРѕ для этого РЅСѓР¶РЅС‹ изменения РІ законодательстве? Еще раз подчеркну: РЅР° наш взгляд, сейчас нет необходимости применения таких количественных ограничений. Это РЅР° будущее, понимая, что законы Сѓ нас обсуждаются долго.

Что касается ипотеки. Мы действительно видим целесообразность в том, чтобы ввести контроль долговой нагрузки при выдаче ипотечных кредитов. Мы обсуждаем это с рынком. Ведь не важно, по какому поводу растет долговая нагрузка людей, если они не смогут обслуживать кредит. Это потребительский кредит или ипотечный кредит. Ипотечный кредит, когда он выдается, банки должны исходить из того, что долговая нагрузка не чрезмерна, что люди могут обслуживать этот кредит, а не удовлетворяться только тем, что в залоге есть жилье. Поэтому мы считаем, что надо, конечно, постепенно вводить и этот коэффициент. Вот такие изменения макропруденциального регулирования в сегментах розничного кредитования мы предлагаем, прежде всего, сейчас по ипотеке.

Р’РћРџР РћРЎ (агентство «Р РµР№С‚ер»):

Я хотела уточнить по поводу ФНБ. Вы сказали, что автоматический неттинг вряд ли возможен. Тогда что возможно? Возможно, что эти продажи валюты, которые будет проводить Минфин, ЦБ не будет зеркалировать на рынке?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Мы сейчас это обсуждаем. И хочу вам сказать, что мы обязательно перед тем, как что-то поменяется в наших процедурах, обязательно сделаем это публичным для того, чтобы наши действия были предсказуемыми.

Спасибо.