Финансовая грамотность и ответственное финансовое поведение российских домохозяйств
Зверева В. (МГУ), Синяков А., Шелованова Т.
Р’ конце 2023 РіРѕРґР° РІ Р РѕСЃСЃРёРё была принята обновленная Стратегия повышения финансовой грамотности Рё формирования финансовой культуры РґРѕ 2030 РіРѕРґР°. Р’ отличие РѕС‚ предыдущей стратегии, РІ РЅРѕРІРѕРј документе целью признается РЅРµ только финансовая грамотность, РЅРѕ Рё финансовая культура. Культура — это нормативное, ответственное СЃ точки зрения общества поведение. Обновленная стратегия делает актуальным РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ СЃРІСЏР·Рё финансовой грамотности Рё ответственного финансового поведения.
Данные «Р’сероссийского обследования населения РїРѕ потребительским финансам» Р·Р° 2020 Рё 2022 РіРѕРґС‹ используются авторами для исследования этого РІРѕРїСЂРѕСЃР°.
Ответственное с точки зрения общества финансовое поведение включает:
— «СЃРіР»Р°Р¶РёРІР°РЅРёРµ потребления» домохозяйствами РёР·-Р·Р° неравномерной динамики РґРѕС…РѕРґРѕРІ РІРѕ времени через сберегательное поведение или СЃРїСЂРѕСЃ РЅР° кредиты. Р’ частности, желательным является пенсионное планирование как «СЃРіР»Р°Р¶РёРІР°РЅРёРµ потребления» РІ течение Р¶РёР·РЅРё;
— диверсификацию активов — многообразие активов для исключения несистематического СЂРёСЃРєР° РёР· портфеля сбережений Рё тем самым для снижения колебаний РґРѕС…РѕРґР°;
— продуманность Рё расчетливость финансовых решений РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ анализа информации, правильное восприятие макроэкономических трендов (Р° также уверенность РІ будущем);
— отсутствие спекулятивных инвестиций Рё повышенной долговой нагрузки.
Для измерения ответственного поведения РІ работе используется 53 показателя, объединенных РІ 10 РіСЂСѓРїРї, РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ которых рассчитывается сводный индекс — показатель ответственного финансового поведения. Показатель финансовой грамотности включает РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ для измерения СѓСЂРѕРІРЅСЏ математических Рё экономических знаний Рё навыков.
При объяснении вариации ответственного поведения авторы учитывают показатели-конкуренты финансовой грамотности: уровень образования, финансовый опыт (в том числе опыт финансовых кризисов), персональные предпочтения (склонность к риску, горизонт планирования и дисконтирования будущего, самоуверенность, оптимизм). Также включены прочие стандартные социодемографические контрольные переменные.
Для решения проблемы эндогенности финансовой грамотности, искажающей оценку возможных причинно-следственных связей, в статье используется набор инструментальных переменных.
Результаты свидетельствуют, что показатель финансовой грамотности статистически значимо и положительно связан с показателем ответственного финансового поведения. При этом общий уровень образования тоже значимо и положительно коррелирует с ответственным финансовым поведением. Численно переход от среднего к высшему образованию связан с меньшим по величине приростом ответственного поведения, чем переход от полной финансовой неграмотности к полной грамотности.
Среди 10 компонентов ответственного финансового поведения финансовая грамотность положительно связана СЃРѕ сберегательной активностью, диверсификацией портфеля активов. РџСЂРё росте грамотности восприятие макроэкономических трендов, таких как оценка инфляции РІ прошлом, динамика РєСѓСЂСЃР° рубля или ставок РїРѕ вкладам, становится более точным. РЎРІСЏР·СЊ СЃ пенсионным планированием без учета вложений РІ негосударственные пенсионные фонды оказывается отрицательной. РР· персональных характеристик примечательна положительная корреляция склонности Рє СЂРёСЃРєСѓ СЃ пенсионным планированием. Р’ целом повышение финансовой грамотности РЅР° индивидуальном СѓСЂРѕРІРЅРµ может помочь РІ сглаживании потребления (посредством сбережений, РёС… диверсификации), Р° РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ макроэкономики — РІ развитии СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рё инструментов финансового рынка.
Ни спекулятивные инвестиции, ни избыточная долговая нагрузка не обнаруживают связи с финансовой грамотностью. Хорошей новостью была бы статистически значимая отрицательная связь. Могут оказаться полезными целевые усилия по формированию финансовой культуры в этих аспектах финансового поведения, а не меры общего повышения финансовой грамотности.
Ознакомиться с полным текстом исследования
Приложение